Бестселлеры

Умерла ли русская литература?

Задушевные беседы о жизни и "за жизнь".

Умерла ли русская литература?

Сообщение Kra-Kray » 14 апр 2015, 12:22

    Статья из журнала Foreign Policy (США), в оригинале называется "Is Russian Literature Dead?".
    (Это для тех, кто хочет на английском почитать).
    А вот перевод. Мне показалось довольно занятно.

    
    Почему страна Достоевского и Толстого больше не интересует читателей?
    
    Выступая в январе на открытии «Года литературы» — серии культурных и проектов и мероприятий — президент Владимир Путин заявил, что он хочет поднять «авторитет и влияние» российских писателей в мире. В поколениях американских читателей, взращенных на Льве Толстом и Борисе Пастернаке, это может пробудить определенные надежды. Многие, безусловно, хотели бы вернуться в волшебную страну русских романов, страну страстей и трагедий, которые вертят персонажами, как кубиками льда в шейкере размером с 11 часовых поясов. Однако даже самые истосковавшиеся по новым Наташе Ростовой и Юрию Живаго читатели вряд ли смогут назвать хоть одного современного российского писателя.
    
    Последним российским романом, вызвавшим в Америке сенсацию, был «Доктор Живаго», который был опубликован за год до того, как Пастернак получил в 1958 году Нобелевскую премию по литературе. Последней небеллетристической книгой сравнимой известности, стал «Архипелаг ГУЛаг» Александра Солженицына, опубликованный на Западе в 1973 году. С тех пор ни один российский писатель не сумел всерьез прославиться в Америке.
    
    Безусловно, современную русскую литературу продолжают переводить и продвигать — и это очень благородный труд, — но, тем не менее, сейчас в Соединенных Штатах лишь 4,6% переведенных на английский книг переводились с русского. С французского, испанского и немецкого переводят намного больше. «В России пишут замечательные книги, — заявил в одном из своих радиовыступлений видный российский критик и автор биографии Пастернака Дмитрий Быков. — Однако их слишком мало переводят».
    
    Биограф Путина и журналист Маша Гессен с этим не согласна. По ее мнению, творчество современных российских писателей не вызывает интереса за рубежом, так как они не пишут книг мирового уровня. Русская литература «непопулярна, потому что читать в ней почти нечего, — считает Гессен. — Общий культурный упадок России сказался на литературе еще сильнее, чем на других областях культуры». У Чада Поста (Chad Post), редактора переводческого проекта Рочестерского университета «Три процента», есть не столь обидное объяснение — «проблемы с сетями распространения» в Соединенных Штатах. В свою очередь, Наташа Перова, глава известного московского издательства «Глас», приостановившего работу в конце 2014 года, винит американский рынок. Сейчас, по словам Перовой, у людей, покупающих книги у ее американских партнеров, «как будто появилась аллергия на все русское». В начале 1990-х годов «у мира были большие надежды на Россию, и все русское было в моде. Мы думали, что Россия снова включится в европейский контекст. Однако она постепенно вернулась к прежним порядкам, и люди от нас отвернулись».
    
    Если глубоко не вдаваться в проблему, можно сказать, что персонажи русских романов непонятны новому поколению западных читателей. На ум приходят пациенты из солженицынского «Ракового корпуса», навеки измененные ядом, который они принимали. Точно так же изменена и жизнь россиян. Она слишком мрачна — и поэтому сопереживать ей непросто. #ПроблемыПервогоМира, проблемы жителей пригородов, естественные, например, для героев Джонатана Франзена (Jonathan Franzen), блекнут на фоне российской безысходности. На это можно возразить, что книги, действие которых происходит в чуждом читателю жестоком феодальном мире — скажем, цикл Хилари Мэнтел (Hilary Mantel) о Томасе Кромвеле, — иногда отлично продаются в США. Однако у Мэнтел в этот мир нас вводит Кромвель, который сам, по воле автора, чужд своему окружению и выглядит человеком с практически современными чувствами, перенесенным в позднее Средневековье.
    
    Возможно, эта потребность аудитории в отстраненном взгляде на российскую действительность и привела к тому, что лучше всего сейчас западные читатели знают тех русских писателей, которые сами живут на Западе. Скажем, Борис Фишман (Boris Fishman) и Гари Штейнгарт (Gary Shteyngart) — ньюйоркцы, а Михаил Шишкин, которого на Западе громко хвалят и активно переводят, много времени проводит в Цюрихе. Собственно говоря, в его романе 2005 года «Венерин волос» как раз и обыгрывается контраст между суровыми российскими реалиями и буржуазной, беззащитной и самодовольной Швейцарией. Его блестящий последний роман «Письмовник» посвящен не сложному российскому настоящему, а историческому прошлому. Любовные письма участника подавления Боксерского восстания 1900 года преодолевают в нем пространство и время.
    
    У переводчика Уилла Эванса (Will Evans), основателя далласского издательства Deep Vellum Publishing, есть своя теория, объясняющая, почему лишь немногие русские книги сейчас находят читателей на Западе. Он считает, что дело в том, как американцы смотрят на русскую литературу. Холодная война и ее проблемное наследие заставляют американских читателей ее «политизировать, искать в ней грандиозные идеи и ключи к пониманию политики». Действительно, как и в середине 20 века, когда политическая борьба сверхдержав проецировалась на роман Пастернака, творчество некоторых известных на Западе российских авторов явно несет политическую нагрузку. Скажем, Захар Прилепин, романы которого «Грех» и «Санькя» недавно вышли по-английски, служил в ОМОНе, воевал в Чечне, а позднее стал радикальным оппозиционным активистом. Когда Россия в прошлом году аннексировала Крым, он удивил своих поклонников, поддержав добровольцев в Новороссии (Восточная Украина). В «Саньке» он создал живой и острый гиперреалистический портрет циничного постсоветского поколения «в поиске отцов». Иногда его сравнивают с Толстым.
    
    Характерно, что некоторых западных читателей также привлекает сюрреалистический образ России: многие из переведенных на английский современных русских книг — это жутковатые антиутопии. В одном из рассказов дебютного сборника молодой москвички Анны Старобинец «Переходный возраст» Москва была разрушена в ходе войны между людьми и андроидами. Знаменитый сатирик Виктор Пелевин в своем «Шлеме Ужаса» создает кошмарный мир, в котором персонажи, встретившиеся в интернет чате, оказываются запертыми в виртуальном лабиринте.
    
    Однако, как бы хороши ни были современные российские писатели, они, вероятно, никогда не смогут удовлетворить вкус американской публики, тоскующей по грандиозным русским романам былого времени. По-видимому, это связано с изменившейся российской литературной культурой. В России по-прежнему издается больше литературы, чем в большинстве других стран — в 2013 году, по официальным данным, на русском языке вышли около 120 тысяч новых книг. Во только теперь российские писатели стали поставщиками контента, конкурирующими за место на динамичном рынке информации и развлечений, а некогда русские искали в своей литературе указаний, как жить и в чем смысл жизни. Суровый Бог русского православия проводил непреложную черту между добром и злом, но духовными законодателями страны были писатели. В творчестве Толстого и Достоевского, Пушкина и Чехова, люди находили моральную опору, позволявшую бороться с силами истории, которые угрожали их сломать. Короче говоря, от писателей ожидалось, что их жизнь будет глубже, чем жизнь простых смертных.
    
    Сейчас — если оставить за скобками обещанное Путиным возрождение «авторитета» — ни в России, ни, тем более, за ее пределами, русских писателей больше не обожествляют. Впрочем, они, по крайней мере, все еще могут публиковаться у себя на родине, которая, по сравнению с предыдущими веками, последние 23 года была в целом свободна от цензуры. Даже если сейчас Россия снова скатится к репрессивному режиму, ее писатели смогут рассказать о каждой закрученной гайке — и лучшие из их книг станут классикой.
Не претендуй и не усердствуй
 
Сообщения: 732
Зарегистрирован:
08 май 2012, 04:05

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение Vlad » 14 апр 2015, 13:29

    Спасибо, очень любопытная статья.
    
Kra-Kray писал(а):Однако, как бы хороши ни были современные российские писатели, они, вероятно, никогда не смогут удовлетворить вкус американской публики, тоскующей по грандиозным русским романам былого времени.

    Судя по множеству высказываний на нашем форуме, они и нашего читателя не удовлетворяют. :lol:
    И тут возникает вопрос: а что из по-настоящему глубокого после "100 лет одиночества" можно вспомнить в мировой литературе?
    Умерла ли мировая литература, вот в чем вопрос!
 
Сообщения: 5910
Зарегистрирован:
26 июн 2007, 14:11

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение Ганнинг » 14 апр 2015, 16:46

    
Kra-Kray писал(а):Даже если сейчас Россия снова скатится к репрессивному режиму, ее писатели смогут рассказать о каждой закрученной гайке — и лучшие из их книг станут классикой.

    
    Какие политически выгодные представления у этих парней о "классической книге".
    
    
Kra-Kray писал(а):дело в том, как американцы смотрят на русскую литературу. Холодная война и ее проблемное наследие заставляют американских читателей ее «политизировать, искать в ней грандиозные идеи и ключи к пониманию политики».

    
    "Грандиозная русская идея", которую потом можно обыграть, как стремление к мировому господству и противопоставить ей другую грандиозную идею - "идею мировой демократии"
    
    
Kra-Kray писал(а): Однако, как бы хороши ни были современные российские писатели, они, вероятно, никогда не смогут удовлетворить вкус американской публики
.
    
    Любопытно, какие литературные вкусы у американской публики?
"Плагиат - это тоже творчество"
 
Сообщения: 1272
Зарегистрирован:
21 дек 2012, 09:25

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение анс » 14 апр 2015, 17:04

    собственно, статья ниочём - очередная переводнятина очередного фейка
    лучше бы из какого нашего "толстяка" чего умного запостили
     :cry:
Судьба играет с человеком А он играет на трубе
И что действительно от века Он поимел в своей судьбе
Вот он сидит в своей квартире Не бог не царь и не герой
И лишь любовь в жестоком мире Ему встречалася порой
(с)bobka
, и это об ём, читать
фота
 
а человек играет на трубе

Сообщения: 2509
Зарегистрирован:
20 июл 2011, 21:46

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение Vlad » 14 апр 2015, 21:26

    
анс писал(а):собственно, статья ниочём

    А мне показалось что это вполне отражает общее понимание на западе России в целом и русской культуры.
 
Сообщения: 5910
Зарегистрирован:
26 июн 2007, 14:11

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение анс » 14 апр 2015, 22:31

    
Vlad писал(а):отражает общее понимание на западе России в целом и русской культуры

    тут в общем всё понимание в одной фразе: "русское вышло из моды"
    и ещё, я с вами полностью солидарен:
    
Vlad писал(а): И тут возникает вопрос: а что из по-настоящему глубокого после "100 лет одиночества" можно вспомнить в мировой литературе? Умерла ли мировая литература, вот в чем вопрос!

    всё остальное как бы уже и не о литературе, тем более о русской
Судьба играет с человеком А он играет на трубе
И что действительно от века Он поимел в своей судьбе
Вот он сидит в своей квартире Не бог не царь и не герой
И лишь любовь в жестоком мире Ему встречалася порой
(с)bobka
, и это об ём, читать
фота
 
а человек играет на трубе

Сообщения: 2509
Зарегистрирован:
20 июл 2011, 21:46

Re: Умерла ли русская литература?

Сообщение Sokol » 19 июл 2016, 13:51

    Странная логика. «В Америке не знают русской литературы = в России нет литературы». Ну да, упадок, нет тех книг, которые бы читали по всему свету… (Хотя, пожалуй, на десяток подобных книг штук восемь будут англоязычными, а то и все десять.) Но вот неплохие книги, достаточно хорошо известные не только у нас, но и в Европе, есть, пусть и в небольшом количестве. Разве что если авторы статьи ждут от нас «высококультурную» литературу… Но это уже, по-моему, вкусовщина какая-то.
 
Хищная птица

Сообщения: 948
Зарегистрирован:
06 июл 2014, 16:29
Откуда: Москва


Вернуться в Разговоры обо всем

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5