Бестселлеры

Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Модераторы: Атерес, Катя Локк, Пелиас

Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Ларс » 10 ноя 2008, 13:32

    Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.
    Статья взята из Живого Журнала Рины "Фрези" Грант: http://rina-grant.livejournal.com
    
    Идея написать про точку зрения возникла так.
    
    Римма Малова в одном из топиков "Мастерской форума ЭКСМО" сказала: "Действительно, по-моему весьма интересно, когда повествование ведется глазами какого-то персонажа."
    
    Меня в тот момент это поразило чрезвычайно. Я за годы писания на английском языке привыкла к тому, что вопрос "чьими глазами" -- это привычный, ежедневно необходимый выбор каждого автора. Знание и применение POV (point of view, то есть дословно "точки зрения" литературного персонажа) на Западе считается самым главным навыком будущего писателя. Это -- первое, чему он учится в любом любительском литературном кружке. И когда я решила "подчитать литературку" на этот предмет на русском языке, я ужаснулась -- у нас материалов об этом практически нет!
    
    Действительно, в русскоязычной писательской среде вопрос "точки зрения" (то есть чьими глазами мы "смотрим" на происходящее в книге), похоже, считается сугубо теоретическим -- литературоведческим. Мол, сначала автор напишет, как бог на душу положит, а потом придет литературовед и с умным лицом проанализирует, что за точки зрения в своем произведении автор интуитивно использовал. Самого же автора никто, похоже, не учит, как выгодно и с умом применять различные виды точек зрения на благо произведению.
    
    Но в мировой писательской практике совсем другая картина. Овладению письмом в различных точках зрения там учат даже в пятых классах школ, на сочинениях! Поэтому я решила тут дать коротЕнький, минут на сорок-сорок пять, материал по точке зрения. Пригодится кому или нет -- это вам судить, но лучше все-таки знать, хотя бы в теории, что это за зверь.
    
    Заранее прошу прощения за примеры: поскольку хотелось дать очень явные, четкие примеры "правил" и "нарушений", то я составила их сама. Они примитивные, но зато ясно иллюстрируют мысль.
    
    Конечно, великое множество выдающихся писателей работают интуитивно, не считаясь с правилами. Но мне кажется, чтобы блестяще нарушать правила, нужно их сначала знать и уметь применять. "Точка зрения" -- это и есть одно из таких обязательных писательских правил. Сначала изучим -- и будем знать, как с наибольшей выгодой для произведения эти правила можно нарушать.
    
    Примечание. Я стараюсь пользоваться терминологией, введенной Б.А.Успенским в "Поэтике композиции". Это, кажется, чуть ли ни единственное сочинение в русском литературоведении, которое впервые подняло вопрос точки зрения. Однако некоторые исследователи в своих статьях используют и переводы английских терминов (которые мне кажутся более образными, чем термины Успенского), так что их я тоже буду упоминать по ходу.
    
    Примерно до начала 20-го века (датировка тут очень размытая, потому что, ессно, лит-ра развивалась неравномерно) существовало в принципе только две точки зрения, с которых могло вестись повествование.
    
    1. Первая -- это так называемая "точка зрения всезнающего автора" (Успенский ее называет "нулевой"). То есть автор знает все события романа, видит всё, что творится в мыслях и на душе у героев, и обо всем без утайки докладывает читателю. Например:
    
    >>> Виктор пришел в отчаяние.--Ну ты и дура, Машка!
    Машке ужасно хотелось заплакать, но она терпела.--От дурака слышу. >>>
    
    Тут автор влезает в голову обоим героям и описывает, что оба чувствуют и думают: Виктор приходит в отчаяние, Машке хочется плакать.
    
    Почему это точка зрения всезнающего автора? Потому что автор знает и показывает нам всё, что происходит в душах героев. Автор может даже подсказать, что произойдет дальше: "Ах, если бы Машка знала, что эта ничтожная встреча перевернет всю ее жизнь!". Такой автор показывает нам события произведения опосредованно, через призму собственного восприятия. Читатель как бы слушает автора-рассказчика, докладывающего обо всех событиях и эмоциях. АВТОР ЗНАЕТ ВСЁ! Эту точку зрения Успенский называет "нулевой" (то есть как бы отсчетной), а также встречаются названия "точка зрения всезнающего автора" и, прямая калька с английского, -- "третье лицо всеведущее".
    
    Естественно, эта точка зрения имеет много плюсов, но ее главный минус -- читатель лишен возможности сопереживать персонажу напрямую, не может сам влезть ему в душу. Поэтому как противовес тогда же, сотни лет назад, в лит-ре возникла еще одна точка зрения:
    
    2. Повествование от первого лица.
    
    С этим тоже всё ясно. Автор передает микрофон главному герою и предоставляет ему самому рассказывать о том, что с ним произошло. Тут уже начинаются ограничения: герой не может ничего знать о событиях, при которых не присутствует, он не может влезать в головы другим персам и описывать, что они чувствуют и думают. Такое произведение пишет только о том, что пропустил через собственное восприятие главный герой. Хотя и тут были возможны фокусы типа "ах, знал бы я тогда, что..." Налицо ограничение свободы автора, но читатель более охотно сопереживает повествованию от первого лица. Читатель как бы совмещает себя с героем -- рождается эмпатия, то есть сопереживание, а оно и является главной задачей любого литературного произведения.
    
    Но это всё было давно. Две точки зрения -- вот вам и вся литература. И хорошо писали!
    
    С развитием профессионального литературного мастерства, которое приходится где-то на конец 19-го -- начало 20-го века, авторы стали осваивать более интимный, "человеческий" подход к читателю. Оказалось, что и в третьем лице можно писать не от имени автора, а от имени одного или нескольких персонажей, которые будут называться "фокальными персонажами", потому что все события автор показывает нам через ФОКУС их восприятия. И так развилась самая сейчас употребительная точка зрения:
    
    3. Третье лицо ограниченное. Более 90% всей издаваемой в наши дни на Западе литературы написано именно в этой позиции. В случае третьего лица ограниченного повествование идет от третьего лица, но "рассказчиком" и одновременно главным действующим лицом является не автор, а один из персонажей книги. Все действия и события описываются так, как ОН - персонаж -- их воспринимает. Его глазами мы смотрим на происходящее, ему мы сопереживаем. Естественно, это очень ограничивает свободу автора: ведь ему разрешается писать только о тех вещах, которые известны данному персонажу, и тем языком, которым бы он говорил. Но воздействие такого произведения на читателя гораздо глубже и сильнее: читатель забывает о посреднике-авторе и с головой погружается в события, непосредственным очевидцем которых является фокальный персонаж.
    
    Успенский называет ее также "внутренней точкой зрения", потому что всё происходящее описывается как бы изнутри конкретного персонажа. Именно этот тип точки зрения доминирует в современной литературе. Но он же является и самым сложным. Овладение ограниченной точкой зрения требует большой практики и умения включать в текст только то, что видит, о чем думает и что ощущает данный перс.
    
    Поэтому в ее применении сложились некоторые облегчающие жизнь "правила", которые я тут приведу.
    
    1. Самое главное -- это сам выбор фокального персонажа. Как решить, через чье мироощущение показать читателю события романа? Чьими глазами этот читатель будет смотреть на происходящее в книге?
    
    Правило на этот счет есть -- старое, простое и незыблемое. Большинство "литературных правил" нарушать можно и нужно -- с умом, конечно, -- но нарушение именно этого правила рискованно и чаще всего неразумно. Нарушение это карается страшно: читатель потеряет интерес и закроет книжку. Скорее всего, навсегда.
    
    Итак: фокальный персонаж -- это всегда тот, чья проблема главнее: во всей книге, или в данной главе, или в коротенькой сцене. У кого больше всего поставлено на карту -- тот и будет главным героем происходящих событий, за ним и будет наблюдать читающая публика. Разумеется, им может (вот вам и первое нарушение правила) оказаться и случайный эпизодический персонаж, который появится в данной сцене в первый и последний раз за всю книгу. Но чаще всего фокальные персонажи -- это и есть главные герои произведения. Это им читатель будет сопереживать, с ними он будет отождествлять себя при чтении.
    
    Выбор фокальных персонажей -- самый ответственный и сложный выбор автора при написании произведения. Тут спешка неуместна: известны случаи, когда маститые западные авторы переписывали роман по нескольку раз, просто меняя точки зрения и фокальных персонажей.
    
    Вот еще несколько правил, нарушение которых неопытным автором гарантирует отказ англоязычного издательства, агентства или редакции журнала (умение "писать в точке зрения" особенно важно при написании журнального рассказа):
    
    2. Пользуясь ограниченной точкой зрения, автор обязан показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.).
    
    Стиль повествования имеет тут огромное значение! Автор может писать, как сам царь Давид, но если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному босяку, то оно должно писаться голосом полуграмотного босяка. С умом отредактированным, естественно. То есть те слова, понятия, предметы, которые прекрасно известны автору, но с которыми данный герой не знаком, из текста исключаются автоматом.
    
    3. Всё, что автор сам хочет сказать о данном персе, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, передать через отношение к нему других героев (особенно через диалог это хорошо делать!), но незаметно и непринужденно, не нарушая хода повествования. Если, например, перс -- редиска и нехороший человек, автор не имеет права где-то в уголке взять микрофон и намекнуть читателю, что не разделяет взглядов этого мерзавца. Но автор обязан показать перса со всех сторон так -- через его собственные мысли, слова, поступки, через отношение к нему других персонажей -- что читатель сам захочет размазать эту сволочь по стенке, без намеков со стороны автора.
    
    Хорошее упражнение-зарисовка: набросайте описание комнаты или квартиры. А затем перепишите описание несколько раз, с позиции разных людей и их голосом (но от третьего лица!). Многодетная мать заметит, что нигде не валяются игрушки. Педанта поразит невытертая пыль. Электрик не заметит пыли, но отметит плохую проводку. Ученый не заметит проводки и бросится сразу к книгам. Всё разным языком, четыре человека -- четыре менталитета, четыре разные комнаты.
    
    Точек зрения в произведении может быть, конечно, несколько -- события могут описываться вперебивку глазами нескольких фокальных персонажей. Но и тут есть некоторые правила относительно их количества и употребления:
    
    4. Чем короче произведение, тем меньше фокальных персонажей.
    
    В современном рассказе может быть только одна точка зрения, только один фокальный персонаж, только его глазами мы смотрим на события рассказа. Имейте в виду, что это самое главное требование к журнальному рассказу в западной литературе! Если рассказ не выдержан строго в одной точке зрения одного персонажа, такой "ненацеленный", несфокусированный рассказ практически обречен на отказ редакции. Повествование в рассказе может вестись от первого или третьего лица, да хоть от второго, но все события рассказа должны подаваться не авторским голосом, а через призму восприятия главного героя, который и будет являться фокальным персонажем произведения -- будь он хоть человек, хоть целый народ или вообще кто/что угодно.
    
    В большом рассказе (novellette) может быть два фокальных персонажа, в повести (novella; кстати заодно обратите внимание, что по-английски слово novella означает "повесть", а не "новелла"!) -- часто бывает два фокальных перса или даже более, в романе -- обычно четыре-восемь фокальных персонажей (хотя бывает и два, и может быть даже вообще одна точка зрения на весь роман).
    
    5. Взялся -- ходи. Без веской причины точку зрения не менять. Метаться из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называется "прыгать по головам". В одном абзаце мы переживаем происходящее с героем, в другом вдруг попадаем в голову его противника и узнаем, что тот чувствует и думает... это игра в поддавки с читателем, признак непрофессионализма начинающего автора.
    
    Опять-таки выдающиеся авторы нарушают и это правило... но им можно, на то они и выдающиеся. Начинающий же автор должен сначала отработать умение так построить сцену, чтобы всю необходимую информацию либо дать через голову фокального персонажа, либо удержать до более подходящего момента. Простейшее правило такое: одна сцена -- одна точка зрения, один фокальный персонаж. Его глазами мы смотрим на события сцены. Нужна очень веская, серьезная причина, чтобы внутри сцены переносить точку зрения с одного перса на другого. И при таком переносе нужно всегда следить, чтобы читателю было ясно, чьими именно глазами мы смотрим на события.
    
    6. Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного перса и описывается его "голосом", всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый "глюк" ограниченной точки зрения. Например:
    
    (из одного любительского рассказа НФ-литмастерской Critters)
    
    >>> Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
    
    Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана. >>>
    
    Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: глюк точки зрения. Где же он? А вот:
    
    Начало хорошее, нейтральное: >>> Кэт сидела на диване и горько плакала. >>> Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. А вот и она:
    
    >>> Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет... >>>
    
    Всё ясно! -- мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг -- бэмс:
    
    >>> Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана. >>>
    
    Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как "розовое в горошек", она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини -- никто его об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился -- прокол точки зрения...
    
    Вот подобных проколов точки зрения нужно очень остерегаться. Когда они могут возникнуть? -- всегда, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно, пока что последнее правило:
    
    7. При письме в ограниченной точке зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Почему: читатель и так "сидит" в голове данного перса. Читателю и так понятно, что это именно перс увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминает, что между ним и персом стоит автор и встревает со своими комментами. Поэтому такая точка зрения называется "фильтрованной" (пропущенной через голову автора). Вот например, какой из двух абзацев читается "живее" и естественнее? С глаголами чувственного восприятия:
    
    >>> Такой клинок королю под стать, подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки. >>>
    
    Сравните с так называемой глубокой позицией, где автор молчит в тряпочку со своими ремарками, только передавая нам состояние перса:
    
    >>> Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки. >>>
    
    Вот еще пример:
    
    Фильтрованная позиция: >>> Виктор выглянул в окно и увидел, как в песочнице копошится девочка. >>>
    
    Глубокая позиция: >>> Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка. >>>
    
    Фильтрованная позиция: >>> В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей. >>>
    
    Глубокая позиция: >>> Воцарилась тишина -- только вдалеке о чем-то пел соловей. >>>
    
    Наверное, нет смысла добавлять, что "глубокая позиция" гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. То есть -- все "подумал, увидел, ощутил" лучше опускать.
    
    Ну, и коротенько об остальных возможных точках зрения, менее употребительных:
    
    Третье лицо всеведущее (точка зрения всезнающего автора) в наше время разделяется на две категории: всезнающий автор объективный (или "рассказчик, заслуживающий доверия") и всезнающий автор субъективный (или "рассказчик, не заслуживающий доверия").
    
    Всезнающий автор объективный -- это то, как в принципе написана вся классическая литература. Рассказчик, заслуживающий доверия (типа Диккенс или Достоевский), ЧЕСТНО сообщает читателю обо всех происходящих событиях. Он ничего не утаивает и не привирает. Такой автор прямым текстом дает свою оценку происходящему: что, по его мнению, хорошо и что плохо. Эта позиция придает произведению оттенок публицистики -- кто, в конце концов, такие Диккенс или Достоевский, как не гениальные публицисты? Именно в этом сильная сторона позиции всезнающего объективного автора: читатель верит всему сказанному писателем, расслабляется и поддается его внушению.
    
    Слабая сторона точки зрения всезнающего объективного автора заключается в том, что именно в этой позиции читатель наименее настроен думать самостоятельно и самостоятельно сопереживать героям. Как телезритель, он наблюдает за происходящим и ждет, чтобы автор ему объяснил на пальцах: вот этот -- хороший, а этот -- негодяй. Написать удачное произведение в технике объективного всезнающего автора немыслимо трудно, это действительно задача для гениев. Поэтому в наше время она применяется только в двух случаях:
    
    Когда автор -- действительно выдающийся и бесстрашный писатель, обладающий природным талантом рассказчика и публициста. Таких немного: всего 1-2% современной западной литературы написано в привычной для российского читателя позиции объективного всезнающего автора.
    
    В некоторых жанрах, однако, традиционно часто используется точка зрения объективного всеведущего автора. Это прежде всего романс (женский роман о любви) и детская литература. В обоих случаях это делается как поправка на уровень аудитории: читательницы женских романов о любви, как правило, ищут предсказуемого, комфортабельного чтения, где добрый автор им все объяснит и подскажет. Детская же аудитория, как правило, в силу нехватки жизненного опыта пока не способна делать адекватные выводы самостоятельно.
    
    Еще одна, крайне редко встречающаяся разновидность -- это всезнающий автор субъективный, он же рассказчик, не заслуживающий доверия. В этой позиции, в общем-то, пишутся только басни, меннипеи и сатирические произведения. Такой автор, вроде бы предоставляя доверчивому читателю всю информацию о событиях, многое утаивает или искажает в расчете на то, что умный, самостоятельно мыслящий читатель выловит в тексте все "ключи" -- намеки, бросающиеся в глаза ошибки и проч. -- и сам всё додумает. Sapienti sat, короче. Россия, где владение эзоповым языком часто было необходимым элементом писательского мастерства, дала миру самое большое количество произведений, написанных в этой позиции.
    
    От второго лица. Редко, но, если сделать с умом, очень красиво. "Вы входите в трамвай... навстречу вам поднимается красивая девушка..." Часто применяется в туристической литературе.
    
    Третье лицо внешнее (Успенский так и называет эту точку зрения "внешней"). Также называется "бихевиористское повествование". При письме в данной позиции автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром, неупомянутые. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Он улыбнулся, она опустилась на стул... своего рода кинофильм. Опять же, если применять с умом, дает сильный эффект.
    
    Что еще почитать:
    
    Б.А. Успенский. "Поэтика композиции". М., 1972; переизд. в книге: Б.А. Успенский. "Избранные труды". т. 1. М., 1994, 1996;
    
    http://bw.keytown.com/mnauka.htm (часть о "Мастере и Маргарите" -- вот сложнейший пример манипуляции точками зрения!)
    
    http://www.amstud.msu.ru/full_text/text ... rova35.htm
    
    http://infolio.asf.ru/Philos/Postmod/fokalizatsia.html (в других терминах о том же)
    
    http://rinasolo.narod.ru/pushkin.html (Пушкин один из первых в мировой лит-ре применил ограниченную точку зрения!)
    
    http://www.iek.edu.ru/publish/pult6.htm
    
    Напоследок, как один из лучших примеров множественной ограниченной точки зрения (несколько фокальных персонажей), советую перечитать "Раковый корпус" Солженицына, именно наблюдая, как он это делает! Ас, настоящий ас.
Страна должна знать своего героя: viewtopic.php?f=95&t=15084
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован:
29 дек 2007, 22:27

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Каллипсо » 10 ноя 2008, 14:49

    Кстати вот тут хотела бы добавить кое-что о моменте, который почему-то многие /до недавнего времени и я/ считали ошибкой - перескакивание от фокала к изложению от лица автора.
    Подобный прием вполне допустим и порой помогает автору, совмещая различные типы изложения, рассказать о чем-то с куда большей эффективностью, чем при наличии ограничений.
    Но снова увлекаться микшированием не советовала бы, поскольку это - 1. требует определенного опыта и навыков, чтобы переходы не выглядели резкими и именно ошибками. 2. имеется риск создать такую кашу, в которой самому автору сложно будет разобраться.
    Я пишу к тому, чтоб увлеченность фокальной точкой зрения не привела к "охоте на ведьм" и поиску несуществующих ошибок.
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
 
ОСТОРОЖНО нежное созданье

Сообщения: 5743
Зарегистрирован:
22 дек 2005, 00:40
Откуда: Беларусь

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Бирюза » 18 ноя 2008, 22:41

    
Каллипсо писал(а):Я пишу к тому, чтоб увлеченность фокальной точкой зрения не привела к "охоте на ведьм" и поиску несуществующих ошибок.

    На сто процентов согласна с Каллипсо.
    И добавлю, что термин "фокальный персонаж" - изобретение редакторов и часто им пользуются только для того, чтобы унифицировать текст, чтобы неподготовленному читателю было проще его воспринять. Литературоведы же пользуются термином "фокализация", т.е. они рассмоатривают, с чьей точки зрения написан тот или иной отрезок текста и не воспринимают текст с постоянной сменой фокала ущербным. Таким образом, все зависит от мастерства автора. А фокал - те рамки, в которые он может загонять, а может и не загонять себя.
    
    Эта точка зрения подробнее изложена здесь:
    http://www.stellalibra.ru/forum/topic.php?forum=24&topic=2
А что же еще остается делать в этом мире, как не цепляться обеими руками за все, что подвернется, пока все пальцы не обломаешь? Теннесси Уильямс

http://lebedevan.ru/
http://vk.com/club22986927
 
Выкормыш диких книг

Сообщения: 2494
Зарегистрирован:
03 сен 2007, 15:15
Откуда: Тверь

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Zoshka » 11 авг 2009, 09:24

    Очень полезная для меня статья!! Ларс, спасибо большое-пребольшое :!: До сих пор мучаюсь со своими: "ГГ увидел, как по небу пролетели..." "ГГ ощутил, как по коже пробежали мурашки..." "ГГ услышал, как пробили часы" - и т.п. Вроде понимаю, что можно обходиться без глаголов чувственного восприятия, но рефлекторно все равно "залезаю в голову" персонажу))
I'd like to go on...
But I'm going to throw up!
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован:
06 авг 2009, 18:07

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 12:45

    Никогда не заморачивался этим. Термин "фокал скачет" до сих пор вызывает нервный смех.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Lauri » 11 авг 2009, 16:29

    Давно хотела сказать спасибо за наставление на путь истинный. Очень правильная, на мой взгляд, тема. Особенно для тех, кто только начинает постигать азы.
    Когда я прочитала статью год назад - я поняла в чем моя ошибка!
    Но после столкнулась с проблемой, что теперь не могу читать многие произведения, особенно классические, где перемешаны точки зрения.
 
Сообщения: 61
Зарегистрирован:
11 авг 2009, 08:32
Откуда: Город на востоке у моря

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 16:49

    
Но после столкнулась с проблемой, что теперь не могу читать многие произведения, особенно классические, где перемешаны точки зрения.

    
    Вот и я про что. Термин абсолютно не литературоведческий и для понимания произведения вообще ничего не даёт.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Аланна » 11 авг 2009, 16:58

    Ларс, большое спасибо за интересную статью! Хоть я это и знала, но тут уложить в голове мне не мешало.
Игра должна быть честной, иначе в ней нет смысла.
познакомиться с противником
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать.
 
Я всего лишь...

Сообщения: 7168
Зарегистрирован:
20 ноя 2008, 15:46

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Каллипсо » 11 авг 2009, 17:34

    Руслан, чтобы научиться красиво писать вне условностей, нужно сначала освоить сами условности.
    Статья хороша как раз для начинающих. Первый шаг, кто пойдет дальше, кто останется, привыкнув к этому типу работы
"От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь".
Клайв Льюис
 
ОСТОРОЖНО нежное созданье

Сообщения: 5743
Зарегистрирован:
22 дек 2005, 00:40
Откуда: Беларусь

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 19:00

    
чтобы научиться красиво писать вне условностей, нужно сначала освоить сами условности.

    
    Чего? Какие "условности"? Это новый термин? Типа "фокала"?
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Аланна » 11 авг 2009, 19:08

    Руслан, вы меня удивляете. Считаете, что вы настолько талантливы, что вам вовсе не обязательно учить теорию создания литературы? Что ж, я за вас рада. Но если кто-то из тех, кого я читаю, споткнется на фокале, я его отправлю к этой статье. Потому что большинство начинающих все ж мнения противоположного и хотят знать - что у них не так и как делать правильно. И хорошо, когда есть кто-то, кто объяснит.
Игра должна быть честной, иначе в ней нет смысла.
познакомиться с противником
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать.
 
Я всего лишь...

Сообщения: 7168
Зарегистрирован:
20 ноя 2008, 15:46

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Ларс » 11 авг 2009, 19:10

    Фокал - термин скорее редакторский и более "западный", заточенный под автоматизацию процесса написания и оценки произведения.
    Никаких ограничений он не накладывает.
    Зачастую, на начальном этапе он позволяет избежать откровенных ляпсусов, но замыкаться на педантичном следовании данному приему - тоже не хорошо. Грамотное его использование - интересный и сильный прием.
    Но я столкнулся с парадоксом "второй волны". Это когда начинающий автор, усвоивший ряд фокальных правил, начинает тотально отрицать любые переходы и отсутствие жесткой привязки.
    Мое личное мнение - надо хорошо понимать, что такое фокализация, не совершать махровых ошибок, но и не загонять себя в рамки, которые уменьшают палитру литературных приемов.
    
    Руслан, посмотрите значение слова "условность" в толковом словаре.
Страна должна знать своего героя: viewtopic.php?f=95&t=15084
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован:
29 дек 2007, 22:27

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 19:14

    
Руслан, посмотрите значение слова "условность" в толковом словаре.

    
    Спасибо за бесценный совет, многоуважаемый Ларс. Можно и впредь обращаться к вам за помощью?
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Ларс » 11 авг 2009, 19:15

    Разумеется.
Страна должна знать своего героя: viewtopic.php?f=95&t=15084
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован:
29 дек 2007, 22:27

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 19:20

    Спасибо! Приятно ощущать на своём плече крепкую модераторскую руку. Да и мнение просвещённого человека дорогого стоит!
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 19:37

    
Руслан, вы меня удивляете. Считаете, что вы настолько талантливы, что вам вовсе не обязательно учить теорию создания литературы?

    
    Не считаю. Я про талант вообще не говорил. И по теории литературы я как раз экзамен в этом году сдавал. Но, термина "фокал" или хоть что-то к нему близкое, как ни странно, не встречал.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Ларс » 11 авг 2009, 20:13

    Пожалуйста. Любой пользователь может надеяться на крепость модераторской руки.
    
    Если вы вывесите ваш развернутый анализ соображения относительно теории литературы и термина "фокал" - форуму от этого станет только лучше.
    Пока же я понял, что вы учитесь в хорошем ВУЗе, изучаете весьма важные и нужные предметы, любите их, или уж во всяком случае уважаете.
    Тем не менее, мои упражнения в дедукции носят сугубо личный характер и никоим образом не относятся к теории литературы, и уж тем более - не помогают в ее непосредственном изучении, что для этого раздела первостепенно.
Страна должна знать своего героя: viewtopic.php?f=95&t=15084
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован:
29 дек 2007, 22:27

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Руслан » 11 авг 2009, 20:20

    
мои упражнения в дедукции носят сугубо личный характер и никоим образом не относятся к теории литературы

    
    Ну просто форум, вроде, литературный. Не бывает же теории без практики.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 3954
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Аланна » 12 авг 2009, 00:12

    Мне кажется, что-то вы не то обсуждаете.
Игра должна быть честной, иначе в ней нет смысла.
познакомиться с противником
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать.
 
Я всего лишь...

Сообщения: 7168
Зарегистрирован:
20 ноя 2008, 15:46

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Календула » 13 авг 2009, 16:11

    Ларс, действительно - спасибо! Впервые столкнувшись с определением фокала, стала в ступор - что это? Но только сейчас руки дошли до разбора этого неведомого ранее определения. Часто при чтении работ на Пробе сталкивалась с проблемами авторского всезнайства, прыгания фокала. Интуитивно чувствовала - автор здесь не прав! Но в чем?.. Трудно было понять, еще сложнее объяснить так, что бы автор не подумал - это тупой наезд. Теперь все стало на свои места. За то - тоже спасибо!
    
    Руслан, имею яркий пример для демонстрации безграмотного применения точки зрения. Не могу пока обсуждать его публично, поскольку... Прости, но есть пока причины. А в личке - не хочу, поскольку в этом случае мы лишим возможности автора принять участие в беседе. Я кину ссылку, когда время выйдет и обсуждение будет возможно.
 
Сообщения: 1541
Зарегистрирован:
26 мар 2009, 21:26

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Ларс » 13 авг 2009, 20:01

    Дамы и господа, еще раз хочу обратить ваше внимание, что данная статья лишь размещена мной. Автор же и источник указаны в начале статьи. И именно ему правильнее адресовать благодарности :D .
Страна должна знать своего героя: viewtopic.php?f=95&t=15084
 
Сообщения: 3117
Зарегистрирован:
29 дек 2007, 22:27

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение assolo » 24 окт 2009, 20:49

    Да, полезно!
    Интуиция - это хорошо!
    Но знание - это еще лучше. Пошла распространять статью в массы)
 
Сообщения: 906
Зарегистрирован:
24 июн 2009, 13:17
Откуда: Нижний Новгород

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Takovsky » 13 ноя 2009, 14:33

    Что-то мне кажется, подобная тема уже была на форуме :)
    
    В любом случае, интересный подход, всегда радовал - насчет фокального персонажа. Очень грамотная идейка 8)
Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нуждам разрастающейся бюрократии. (с) Неизвестный автор.
 
Пыщпыщололололо!!!!!!!111

Сообщения: 716
Зарегистрирован:
12 май 2006, 12:20
Откуда: Москва

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Anna l. » 17 мар 2010, 21:19

    Фокал это хорошо, меня на форуме попрекнули за фокал, и по делу. Но как-то однобоко что ли.
    Вот , к примеру сбой фокала
    
    Он видел, что она говорила то, что принуждает себя сказать, но не то, чего хочет.
    — Если вы любите меня, как вы говорите, — прошептала она, — то сделайте, чтоб я была спокойна.
    Лицо его просияло.
    
    через абзац
    Она все силы ума своего напрягла на то, чтобы сказать то, что должно; но вместо того она остановила на нем свой взгляд, полный любви, и ничего не ответила.
 
Сообщения: 470
Зарегистрирован:
11 мар 2010, 10:29

Re: Точка зрения персонажа. Фокальный персонаж.

Сообщение Аланна » 17 мар 2010, 23:01

    Anna l, хочу вам сказать прописную истину - фокал и его понятие, это прием, который вы можете употреблять, а можете не употреблять. Как можете на кухне резать картофель толстыми ломтиками, а можете тонкими. Кому как вкуснее. С другой стороны, если подходить к этому строго, то на мой взгляд (непрофессиональный, естественно :wink: ) фокал вы нарушили уже в первом абзаце:
    
Anna l. писал(а):Он видел, что она говорила то, что принуждает себя сказать, но не то, чего хочет.— Если вы любите меня, как вы говорите, — прошептала она, — то сделайте, чтоб я была спокойна.Лицо его просияло.

    Он увидел... это вы читателя сажаете в шкурку героя, и тут же пишете - лицо его просияло. А теперь поставьте себя на место читателя - вы можете видеть, как "ваше лицо просияло"? Читатель, пока он находится в шкуре героя, тоже не может. И это и есть скачок фокала.
    А теперь еще раз - некоторые авторы пишут от фокала всевидящего автора и пишут достаточно оригинально и интересно. Но лично мне писать с фокала героя легче. А вы сами должны попробовать и так и сяк, и выбрать оптимальное. Для себя, не для критиков.
Игра должна быть честной, иначе в ней нет смысла.
познакомиться с противником
Если я вас напрягаю или раздражаю, то вы всегда можете забиться в угол и поплакать.
 
Я всего лишь...

Сообщения: 7168
Зарегистрирован:
20 ноя 2008, 15:46

След.

Вернуться в Справочный материал

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1