Бестселлеры

Интервью с Алексеем Глушановским

Здесь публикуем критические отзывы, публицистические заметки, интервью с писателями ЭФ и не только, а так же репортажи с выставок, книжные обзоры и все, что интересно нашему литературному сообществу.

Модератор: Анна Ша

Интервью с Алексеем Глушановским

Сообщение Анна Ша » 08 мар 2012, 23:26

    Интервью с Алексеем Глушановским
    Опубликовано
    в журнале "Пересадочная станция" Выпуск 2
    
    НЕдемоническая личность
    
    Изображение
    
    Несколько слов в оправдание
    Достаточно набить в любой поисковик имя Алексея Глушановского, и вам откроется целый мир, в котором господствуют фэнтези, жаркие дебаты по поводу изданных и неизданных книг, а также масса всего интересного, касающегося личности «патологического лентяя и разгильдяя, любящего собак и рок-музыку». И вот, проглатывая информацию (надо же подготовиться к интервью), я вдруг поняла, что не смогу писать по правилам! Жутко захотелось взглянуть на Алексея «без галстука». Узнать, какой он, когда не надо выверять каждое слово и придавать стройность статейным фразам.
    Конечно, без официальных вопросов не обошлось (приходится придерживаться стандартов, да и от Главреда по шее получать неохота), но в этом интервью я постаралась максимально отойти от рамок. К тому же для нас, жителей Сети, почти двухтысячное расстояние между Екатеринбургом и Москвой – сущий пустяк! И мне удалось поговорить с Алексеем Глушановским не сухим языком печатного слова, а «вживую», что существенно повлияло на мое представление о герое этой статьи.
    Так что «слушайте», запоминайте и не бейте слишком сильно…
    

    Немного официоза
    ... Окончил биофак УрГУ в 2003г. по специальности эколог.
    Не люблю работать и лжецов.
    В 2011 году на старейшем всероссийском конвенте «Аэлита» стал лауреатом премии «Евразия», полученной за роман «Сердце вьюги».
    Не был.
    Не привлекался.
    Не состоял…
    А.Г.

    
    — Алексей, как вы начали писать?
    — Пляшем от печки? (улыбается) Чтож, скажу, что писателем быть хотелось всегда. Еще в школе мечтал о подобном. Но пробовать даже не начинал. Как-то стеснялся, что ли… Так что оставался просто активным «книгоглотом». Первый раз попытался во время учебы в университете. В то время я жил в общежитии, фантастикой, вместе со мной, увлекались и мои однокурсники-соседи, так что, как-то во время очередных «посиделок за рюмкой чая» и возникла мысль попробовать чего-нибудь написать. Попробовали. В результате этого появился короткий цикл рассказов «Триада» (выложен на сайте СИ, прим. ред), который в течении весьма долгого времени потом валялся у меня «в столе», навевая мысли «а не попробовать ли продолжить?» Конечно, в нем куча так называемых «ошибок начинающего», но процесс меня захватил с головой! И пусть все мои приятели давно уже потеряли интерес к нашему начинанию — я не бросаю до сих пор. Хотя всерьез задумался о писательстве уже после учебы. Тогда и решил, наконец, написать давно вынашиваемую идею. Не давала она мне покоя! Сперва «Путь демона» задумывался как единичный роман, а в итоге получилась целая серия.
    
    — Почему именно фэнтези?
    — Прежде всего, этот жанр привлекает меня огромным количеством свободы, которую дает автору. Я всегда любил фантастику в любых ее проявлениях, но все же остановился на фэнтези. Не знаю, как объяснить попроще, но если я пишу, скажем, НФ (научная фантастика, прим.ред.) то тут уж, если героя убили, так значит — его убили. А в фэнтези после «убийства» передо мной открываются разнообразные варианты. И этих вариантов может быть великое множество!
    
    — Скажите, вот так просто «серьезно задумались» и начали? Признайтесь, может быть посещали какие-то курсы, или занимались самообразованием?
    — Нет, специальных курсов я не заканчивал, но, конечно же, обращал внимание на статьи и книги. Например, есть отличная книга Басова «Как написать роман». В письмах Стругацких тоже очень хорошо и доступно описано, что и как надо писать. Еще есть сильная книга у Юрия Никитина. Правда у последней есть, на мой взгляд, один недостаток: информация в ней чересчур «размазана», слишком много повторов и ненужных доказательств. Книга из-за этого получилась откровенно долгая, но советы в ней интересные, так что терпением запастись стоит.
    
    — А интернет играет какую-нибудь роль в становлении писателя Глушановского?
    — Конечно! Именно страничка на СИ (ресурс «Самиздат», прим. ред.) стала моим дебютом. Там я впервые начал выкладывать свои произведения, и собственно, продолжаю её вести до сих пор.
    
    — Издатели нашли Вас в интернете?!
    — Нет. Просто я написал книгу, разослал рукопись в издательства, выложил ее на СИ и… забыл. Причем забыл реально! Потом, спустя почти месяц, вспомнил об этой выкладке и зашел на свою страничку, а там – множество комментариев, причем положительных! Был весьма изумлен. Но самое главное, — имелся там комментарий и от известного тогда (да в и сейчас) писателя фентези — Йара Эльтерруса с примерно следующим содержанием: «Прочитал Вашу книжку, она мне понравилась, хотите, я ее в «Армаду» порекомендую?»
    Мой ответ естественно был: «Конечно хочу!» А через какое-то время приходит письмо из «Армады», мол, все в порядке, книга интересная, будем издавать…
    Я до сих пор очень благодарен Йару за эту помощь, и с тех пор и сам стараюсь поступать аналогичным образом. Если где-то встречаю хорошую книгу, то рекомендую ее в издательство.
    
    — Неужели издатели прислушиваются к таким рекомендациям? ИМХО, это из области фантастики!
    — Прислушиваются, и весьма внимательно! Например, некоторые книги, которые мне понравились, уже изданы. Так что совершенно не стоит стесняться, а уж тем более бояться выкладывать законченные произведения на том же СИ, т.к. там много именно изданных авторов, которые занимаются рекомендациями. Так что не будьте пессимисткой.
    
    Чаепитие в мастерской
    
    С сыном Яськой
    Изображение
    
    — Алексей, сколько времени уходит на написание книги?
    — До рождения ребенка писал роман около полугода (роман в жанре фэнтези насчитывает в среднем 12 а.л. (480 тыс. зн. прим.ред). После все изменилось… Ребенок – это, конечно, замечательно… Но сил и времени на него уходит! Так что в «экстремальных условиях» писал роман почти год. Очень надеюсь, что в следующем году я все же смогу победить свою лень и снова войти в прежний режим.
    А если быть честным, то, заставляя себя работать хотя бы в субботу и воскресенье, можно «выдать» роман за три-четыре месяца. Думаю, любой автор может написать три страницы в день, плюс месяц на корректировку и правку. Считайте сами.
    
    — Раскройте секрет, есть ли у вас какая-нибудь система? Например, многие авторы задаются целью написать 5 000 знаков в день, кто-то пишет определенное количество часов, или только ночью…
    — Ох… (вздох получился по-настоящему тяжелым) Да нет у меня никакой системы! Мой рабочий процесс — это тот момент, когда я смогу взять себя за шкирку, посадить к столу, заставить включить компьютер, найти силы отключить Интернет… В таком случае сижу до победного, а сколько это займет времени и какова «выработка» не скажу, ибо сам не ведаю! (улыбается) Помню только свой рекордный раз: в тот день я написал аж 8 страниц! До сих пор не могу преодолеть этот максимум, как ни стараюсь.
    
    — А как рождаются идеи и сюжеты? Откуда приходят герои?
    — Сложный вопрос. Черт их знает, откуда они рождаются! Что касается идей и сюжетов, то я обычно просто вижу какую-нибудь картинку или отдельный эпизод, а уже из них получается нечто. «Путь Демона», например, родился благодаря книге Глена Кука «Черный отряд». Прочел с интересом, а потом задумался над одним из эпизодов, в котором Леди не дает Черному Властелину выбраться из темницы, что само по себе в книге является наименьшим злом. Помню, подумал тогда: «Интересно было бы описать что-то подобное с его точки зрения…» Представьте себе, некогда любимая жена заперла тебя в могильнике, держит в заточении, и не выпускает! Как должен чувствовать себя пусть и Властелин, но все же мужчина? К тому же меня всегда интересовала тема «попаданцев», и тут родилась мысль: а что, если совместить первое и второе? Сделать так, что Черный Властелин и есть этот самый «попаданец»? И показать, как хороший, добрый и веселый человек из нашего времени может превратиться в темного мага, внушающего ужас и трепет целым странам и континентам. Так вот из этих «как бы оно было» и «что, а если» и родился роман…
    Героев же в основном беру из жизни, придавая им характеры своих друзей и знакомых. Это на самом деле очень помогает. Ты начинаешь продумывать ситуации, и на реальном примере можешь увидеть, как на то или другое отреагируют знакомые тебе люди. Характеры становятся более четкими, у некоторых персонажей появляются свои речевые обороты, или какие-то иные «фишки» в поведении. Многие из них становятся почти родственниками, причем это почти всегда второстепенные герои. Главных иногда ненавижу – надоедают жутко!
    
    — Скажите, вы всегда продумываете сюжеты до того, как садитесь писать очередную книгу, или пишете «как Бог на душу положит»?
    — Продумываю, конечно. Скелет есть, но… еще ни одна моя книга в этот четкий скелет не укладывалась! Сперва все гладко, но потом тут надо чуть подправить, здесь появилась пара второстепенных сюжетных линий, там новые второстепенные герои нарисовались… И постепенно такие «неприятности» нарастают как снежный ком. Думаю, от них любому автору никуда не деться.
    Скажем, роман «Сердце вьюги», первая книга из пишущейся трилогии «Зимних сказок», получилась совсем не такой, как я ее задумал изначально. Расхождения нынешнего сюжета с тем, который был задуман, оказалось просто капитальным! Причем критическую массу все это дело набрало где-то к главе шестой, именно на ней я понял: все, придерживаться первоначально варианта уже невозможно! Махнул рукой и придумал новый «скелет». На данный момент (пишу последнюю книгу трилогии с рабочим названием «Обитель Буранов») «скелет» менялся уже четыре раза. И так – всегда, в любой книге.
    
    — А вы пишете все главы подряд, или кусками?
    — Тут убежденно придерживаюсь того, что надо писать все подряд. Кусками пробовал, скажу сразу – дело неблагодарное! В результате, когда сюжет «сворачивает», эти самые написанные заранее «куски» остаются ни к чему не пригодными отрывками, которые в лучшем случае удается переделать в рассказ, но обычно просто валяются в папке. По принципу — выкидывать жалко, но и «к делу» не пристроишь.
    Не будем далеко ходить, мой рассказ «Паучиха» – как раз пример подобной ошибки. Эпизод, не вошедший в мою первую книгу, был потом мной подработан, и получился рассказ. Причем «бесхозных» кусочков много, но за все время в рассказ удалось переработать только один, да и то «со скрипом»…
    
    — Алексей, никогда не хотелось попробовать себя в каком-нибудь другом жанре?
    — О, задумок у меня много! Среди них и фантастика, и мистика, и постапокалипсис, и даже приключенческая НФ. Но пока я их складываю «в стол»: пришла идея, убираю ее в файл, чтобы не потерялась, и откладываю, продолжая работу над тем, что уже пишется. Лишь изредка делаю исключения для небольших рассказов, которые реально написать за один-два дня. В результате таких «почеркушек» накопилось столько, что и полжизни на их реализацию не хватит! Так что пока, чтобы глаза не разбегались, занимаюсь наиболее созревшими идеями, а это в основном фентези.
    
    — Можно задам «личный» вопрос? Вы занимаетесь только творчеством, или где-то еще работаете?
    — Нет, не работаю, только пишу. Раньше работал, но… подзуживаемый ленью, решил, что если я могу себе позволить жить на гонорары, так почему бы на них не жить? (улыбается)
    
    — А как жена относится к такой мужниной профессии?
    — Двояко. Книги мои она особо не читает, зато я сижу дома, а это — повод попросить сделать то, потом это… так и крутишься целый день. Быт – настоящий пожиратель времени, и это, пожалуй, единственная причина, заставляющая меня все чаще и чаще подумывать о том, чтобы куда-нибудь устроиться. Когда работал, писалось гораздо быстрее, чем теперь.
    
    — Расскажите о будущих планах. Над чем вы сейчас работаете?
    — В данный момент сразу над тремя вещами. Это завершающая книга «Обитель Буранов» из трилогии «Зимние сказки», повесть, рабочее название которой «Цена империи», плюс потихоньку пишу еще вещичку, исключительно в плане отдыха. Не очень серьезную, больше юмористическую, с рабочим названием «Колдун в башне». Причем, поскольку пишется она чисто в качестве отдыха автора, то чем она будет (если будет вообще) – рассказом, повестью или романом, сказать не могу. Просто сам не знаю.
    
    О разном и перспективах
    — Алексей, есть любимое произведение? Не чужое, а именно свое?
    — Я все их люблю. Чем-то дорог один, чем-то другой. А вообще, самым удачным своим произведением считаю рассказ «Меч императора».
    
    — Наконец-то мы коснулись малой формы! Скажите, как издательства относятся к сборникам, и тяжело ли молодому автору попасть в эту «землю обетованную»? Признаюсь, здесь у меня шкурный интерес, ибо романов не пишу, а издаться жутко хочется…
    — Обнадеживать не буду, начинающие авторы могут рассчитывать в основном на коммерческие издания. Издателям выгодно печатать рассказы уже издающихся авторов, причем издающихся активно. Если у тебя один роман, то в сборник попадешь вряд ли, а вот если их уже 3-4, то издательства берут рассказы с удовольствием и, скажу по секрету, намного лучше за них платят. Но вот что касается «сольника», здесь все сложнее… Гораздо проще продать несколько уже известных имен, поэтому сборники выходят сборными (извините за каламбур), чтобы «выстрелить наверняка». Поэтому начинающему автору в издательство лучше подавать роман.
    
    — Как по-вашему, что ждет нашего читателя в ближайшие несколько лет? Изменятся ли «ходовые» жанры?

    — Наверное, особых изменений в ближайшие годы не предвидится. Единственное, что может повлиять на развитие определенных секторов книготорговли, это постоянно растущее количество электронных книг, ведь «электронная» читательская аудитория немного другая. Но думаю, это произойдет не в ближайшие несколько лет. Хотя, на мой взгляд, для издательств и для авторов продажа электронных книг не есть хорошо. Электронные книги позволяют пользоваться тем сектором информации, который издатели пока не могут контролировать, и если доля его будет расти, это в теории может сказаться и на прибылях, и на гонорарах соответственно. Но не будем думать о грустном, лучше будем надеяться, что выход найдется.
    
    — А как вы относитесь к аудио книгам?
    — Очень положительно! Когда занят какой-то механической работой, например, по дому, то это удобно. За день можно прослушать одну-две книги и переделать массу дел! Правда, я слушаю довольно мало, но сайты аудио посещаю.
    
    — Ну и на последок о перспективах. Что вы, как успешный автор, издавший не одну книгу можете посоветовать тем, кто вот-вот допишет свои «нетленки» и соберется нырнуть в самую гущу издательской пучины? Если говорить откровенно, молодые авторы полны страха и пессимизма. По литературному инет-пространству гуляют разные слухи… о том, что издатели просто скидывают половину самотека в корзину, о том, что новичков загоняют в жесткие рамки серий, о том, что из интернета воруют идеи все кому ни лень…
    — Стоп, стоп! Давайте не будем заканчивать интервью на столь минорной ноте. Все не настолько страшно. Что касается взаимодействия с издательством, то могу сказать совершенно точно, что просто так никто ничего «в стол» не положит. Тут проблема иного рода: в любое издательство приходит столько писем, что они иногда физически забывают о том, что когда получили и кому отдали на рассмотрение. Поэтому, когда вы посылаете свою рукопись, возьмите за правило каждые две недели позванивать и спрашивать: «А как моя книжка? Рассмотрена, не рассмотрена?» Не стесняйтесь напоминать о себе! Все мы люди, а людям свойственно терять не только личные вещи, но и электронные письма.
    Еще хочу озвучить две основные проблемы начинающих авторов именно по произведениям. Первая – это нелогичность сюжета. Т.е. если ваш герой пошел налево, то надо обосновать, почему он туда пошел. Логически обосновать! Выстроить четкую мотивацию, обосновать повороты сюжета и характера ваших героев. Когда происходит вычитка присланных текстов, на это обращается основное внимание.
    Второе, текст должен быть гармоничным. Постарайтесь не допустить перегибов в слишком вычурную описательность или наоборот, чрезмерную доминанту действий. Все должно быть гармонично. Надо потратить чуть больше времени, продумать детали и найти золотую середину. Это очень важно! Есть много просто отличных идей, но из-за таких вот моментов текст становится сырым, и издательства от него отказываются, прекрасно понимая, что доработка будет стоить автору второго романа.
    И не бойтесь выкладывать свои произведения на сайты! Потому что ваши читатели – ваши первые покупатели! Ведь всегда приятно купить книгу уже знакомого автора, чем вчитываться в анонсы, которые иногда совсем не соответствуют содержанию. К тому же ваши виртуальные поклонники могут порекомендовать книгу своим друзьям и знакомым, а это – тираж, а если повезет, то и допечатки. Думаю не надо объяснять, что при успешной продаже первой книги издательство будет сотрудничать с вами дальше куда охотнее!
    
    — Спасибо, Алексей, за беседу, за советы и просто за то, что подарили всем нам заряд оптимизма и хорошего настроения! Улыбайтесь почаще, работайте поменьше и издавайтесь поурожайнее! Трудолюбивой Музы вам и мой, личный респект.
    
    На охоте (фото-бонус)))
    Изображение
    
    Изображение
 
Главный Кудесник

Сообщения: 14731
Зарегистрирован:
25 июл 2007, 14:14
Откуда: Москва

Вернуться в Публицистика, критические статьи, интервью и репортажи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1