Бестселлеры

Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Здесь публикуем критические отзывы, публицистические заметки, интервью с писателями ЭФ и не только, а так же репортажи с выставок, книжные обзоры и все, что интересно нашему литературному сообществу.

Модератор: Анна Ша

Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Сообщение Анна Ша » 23 фев 2012, 21:30

    Доброго времени суток дорогие форумчане!
    Наши софорумники продолжаю журналиствовать на просторах инета 8) Приветсвуем репортаж Соло!
    Читаем, вникаем, внимаем, благодарим... :)
    
    Авторы, не открывайте Америк!
    
    Изображение
    
    Написать книгу может любой. Добиться, чтобы ее издали, тоже можно, но гораздо сложнее. Тут начинающего автора ждет немало подводных камней, а исколоть пятки и уж тем более споткнуться не хочется никому. О том, как благополучно отправиться вброд по писательско-издательскому «водоему», расскажет ответственный редактор отдела фантастики издательства ЭКСМО Игорь Минаков.
    
    – Игорь Валерьевич, с чего следует начать человеку, решившему создать фантастическое или фэнтезийное произведение?
    – Человек, склонный к сочинительству, как правило, болен этим с детства. Хотя и не всегда осознает этого. Чтобы писать фантастику или фэнтези, нужно любить эти жанры до самозабвения, иначе ничего путного не получится. Правда, учиться писать нужно все-таки не у фантастов, а у литературных классиков. Нередко авторы, присылая рукописи, радостно сообщают, что вдохновлялись творчеством некоего писателя, опубликовавшего уже целых три книги. И у меня, как у редактора, сразу возникают сомнения в качестве присланной рукописи. Ну а если серьезно, нужно забыть все, что вы когда-либо прочитали в излюбленном жанре, и попытаться создать что-то свое.
    
    – Кого бы вы порекомендовали прочесть перед тем, как начать писать?
    – Книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое». И не просто прочесть, а все время держать под рукой.
    
    – Итак, «вордовский» документ открыт, пальцы готовы бегать по клавиатуре. Назовите несколько основополагающих моментов, о которых надо помнить все время написания.
    – Не открывайте Америк. Не пытайтесь поразить человечество истиной в последней инстанции. Не пытайтесь ответить на все проклятые вопросы. У вас все равно не получится. Просто попробуйте внятно, без лажи и сюсюканья рассказать читателю интересную историю.
    
    – Как бы вы посоветовали организовать работу начинающему автору? По времени? По ежедневным объемам? Нужны ли выходные?
    – У каждого свое расписание и ритм жизни. Посоветовать могу следующее: не заставляйте себя писать, вы не на галере. Пишите, когда пишется. Особенно если у вас еще нет обязательств перед издателем. Радуйтесь творческой свободе – ей нередко приходится жертвовать в обмен на гарантию публикации.
    
    – Есть ли смысл выкладывать отрывки романа в социальные сети?
    – На мой взгляд – ни малейшего. Я понимаю, что такое мнение сейчас не популярно. Но задумайтесь: что вам даст публикация в Интернете? Некоторое количество похвалы – и еще большее количество грязи! Авторы, которые приобрели популярность в сети, нередко попадают в поле зрения издателей, это верно. Но их подстерегает серьезная опасность – фатальное снижение уровня самокритики.
    
    – А как с друзьями и родными? Стоит ли показывать творение им?

    – (Смеется). Не стоит, но ведь так трудно удержаться.
    
    – Сколько времени посоветуете посвятить вычитке текста и правке?
    – Чем больше, тем лучше. Написали – отложите на месяц. Потом перечитайте. Обещаю, будете неприятно поражены. Но с другой стороны, бесконечно вычитывать и править тоже не следует – текст может просто начать разваливаться. Кстати, не стоит посылать в издательство первый же написанный роман, рассказ или повесть. Лучше второй. А еще лучше – третий. Поверьте, если второй и третий окажутся успешными, дойдет очередь и до первого.
    
    – Текст готов, осталось написать синопсис и сопроводительное письмо. Какие ошибки при отправке рукописи допускают начинающие авторы чаще всего?
    – Ни в коем случае не расхваливайте свой текст. Опыт показывает: чем громче авторские дифирамбы в честь себя любимого, тем хуже рукопись. Никогда не требуйте гарантий, что ваше произведение не будет украдено. Поймите простую вещь: издатель не для того рискует деньгами, чтобы судиться с авторами. Любой гонорар за первый роман заметно ниже судебных издержек. Не пытайтесь давать литературоведческое определение жанру вашего текста. Очень смешно читать формулировки, вроде «философско-мистическое фэнтези с элементами киберпанка». Открываешь такой текст и видишь обыкновенную городскую фэнтези про вампиров, которые обожают онлайн-игры. В письме следует сообщать фамилию-имя-отчество, контактные данные, название произведения. Синопсис и саму рукопись прикрепляйте отдельными документами. Кстати, о синопсисе… Мой совет: не пытайтесь развлечь редактора. Поверьте, редактор видел всякое. Последовательное и внятное изложение событий романа – вот и все, что нужно ему от синопсиса.
    
    Изображение
    
    
    – Рукопись лежит в издательствах, потянулись дни ожидания. Чем посоветуете занять это время?

    – Наберитесь терпения. Если есть о чем писать дальше – пишите. Не ждите от издателя чудес. Когда спрашивают о шансах на публикацию, всегда отвечаю: «пятьдесят на пятьдесят». Либо опубликуем, либо не опубликуем.
    
    – Как справиться с волнением при звонке в издательство?
    – Редакторы, как правило, не податные инспекторы, а потому – не звери. Спокойно наберите номер, назовите свою фамилию и название рукописи. Если совсем уж страшно, поинтересуйтесь результатом по электронной почте. Я всегда отвечаю.
    
    – Как общаться с редакторами?
    – Как с профессионалом, которому доверяете. Не доверяете – обратитесь в другое издательство. Не стоит отнимать у редактора время вопросами, ответы на которые либо самоочевидны, либо легко найти в Интернете. Не пересказывайте слухи об украденных рукописях. И уж тем более не угрожайте самоубийством. Я не шучу: случается и такое. Поверьте, редакторы – очень загруженные люди. Отнимая у них время бессмысленными разговорами, вы отнимаете время у самих себя.
    
    – Что ждет рукопись в издательстве? Какие есть варианты развития событий?
    – Рукопись получит предварительную оценку: формат-неформат, стиль, язык, сюжет (по синопсису). После чего либо пойдет в корзину, либо попадет в очередь на рассмотрение. Во втором случае ее рано или поздно прочтет внештатный рецензент. На основании его рецензии один из ведущих редакторов либо возьмет, либо не возьмет рукопись на рассмотрение. Он и принимает окончательное решение – издавать или нет.
    
    – Что посоветуете делать тем, кому отказали?
    – Не отчаиваться. Если вы уверены в тексте, отправляйте в другое издательство. Если сомневаетесь – отложите до лучших времен и пишите следующий.
    
    – Как закрепить успех тем, чья рукопись принята?

    – Главное – не обольщайтесь. Книга может провалиться в продаже – увы, это происходит все чаще. Но даже это ничего не значит, если вы продолжаете работать над собой. Развивайте свой талант, нарабатывайте стиль, копите интересные ситуации, сюжеты, замыслы. Ну и время от времени интересуйтесь у редактора, что происходит с рукописью. Ни в коем случае не пытайтесь диктовать издателю, какими должны быть обложка и аннотация. Поверьте, издателю виднее. Он рискует своими деньгами. И вашим писательским будущим, кстати, тоже. Постарайтесь сохранить с издателем хорошие отношения, что бы ни случилось. В будущем пригодится.
    
    – Какой объем «самотека» ежемесячно приходит в ЭКСМО и сколько человек справляются с этой волной?

    – Порядка ста рукописей, половина которых сразу идет в корзину. А вот вторую половину надо рассматривать. Справляется один человек – ваш покорный слуга. Ну и еще несколько внештатных рецензентов, тоже загруженных до предела.
    
    – Назовите основные причины отказа?
    – Не попадание в формат. То есть стихи, экспериментальная проза и философские трактаты заведомо рассмотрены не будут. И, разумеется, рукописи авторов с откровенно низким литературно-художественным уровнем.
    
    – Возможно ли начинающему автору получить от редактора небольшое объяснение, почему отказали?
    – По правилам, принятых во всех издательствах, – нет. Но редактор тоже человек и иногда может сказать пару слов о произведении.
    
    – Как начинался ваш творческий путь?
    – Когда мне было двенадцать лет, пересказывал на бумаге любимые книжки – но своими словами.
    
    – У кого учились?
    – У всех любимых писателей подряд. Хотя сейчас понимаю, что следовало учиться у нелюбимых. Вдохновляли Алексей Толстой, братья Стругацкие, Владислав Крапивин, Кир Булычев, Станислав Лем, Артур Кларк, Рэй Брэдбери… А также менее известные писатели – Семен Слепынин, Владимир Фирсов, Александр Ломм.
    
    – Когда написали первое произведение?
    – В отрочестве. Если, конечно, то, что я написал, можно считать «произведением».
    
    – Когда состоялась ваша первая публикация?
    – Примерно году в восемьдесят шестом. В районной газете напечатали мое стихотворение. Но в большой фантастике я отметился на пять лет раньше. «Пионерская правда» публиковала повесть Кира Булычева «Ловушка» с продолжением, а читатели получили право присылать свои варианты каждого следующего эпизода. И меня заметили.
    
    – Насколько копилка ваших публикаций пополнилась с той поры?

    – Сейчас у меня пять книг, написанных в соавторстве, одна сольная и несколько произведений в журналах.
    
    – Где черпаете вдохновение?
    – Уже реже – в прочитанных книгах. Чаще в своих замыслах и в поддержке близких людей.
    
    – Вы нередко выступаете в соавторстве. В чем основные отличия соавторской работы от сольной?
    – Отличия весьма существенные. Хороший соавтор – это вторая голова, человек, с которым всегда можно посоветоваться, услышать от него нелицеприятную критику, получить помощь, если работа застопорилась. Когда пишешь один, видишь текст одним глазом, веришь самому себе и оцениваешь самого себя, а это не гарантирует беспристрастности. Впрочем, соавторство ее тоже не гарантирует.
    
    – О чем должны помнить начинающие соавторы?
    – Соавторство сродни супружеству, со всеми плюсами и минусами оного. Так что готовьтесь не только к радостям, но и к проблемам. Будьте внимательны и терпеливы. И первыми хватайтесь за грязную и тяжелую работу, которой в литературном творчестве предостаточно.
    
    – Какие изначальные качества должны быть у писателя и что необходимо нарабатывать?
    – Талант и трудолюбие – это базис. Если нет хотя бы одной составляющей, лучше не браться за литературную деятельность. Остальное нарабатывается в процессе.
    
    Изображение
    
    – И напоследок ваши пожелания начинающим авторам.
    – Помните, не вы первые, не вы последние. Все начинают трудно и долго, не верьте обещаниям легкого успеха – его в творческих профессиях не бывает. А если кажется, что бывает, – это от недостатка информации. И не ставьте свою жизнь, здоровье, счастье, благополучие, а уж тем паче – жизнь, здоровье, счастье и благополучие близких в зависимость от успеха на писательском поприще.
    Действительно, путь к подножию литературного Олимпа – что уж говорить о вершине! – долог и труден. И не каждому второму, третьему, а иногда и пятому, удается начать восхождение. Кто-то сворачивает на полпути. Но если вы всерьез намерены карабкаться на эту труднопокоримую гору, трудитесь, учитесь, читайте хорошую литературу. И обязательно держите под рукой «Слово живое и мертвое» Норы Галь.
 
Главный Кудесник

Сообщения: 14731
Зарегистрирован:
25 июл 2007, 14:14
Откуда: Москва

Re: Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Сообщение Князь Радомир » 23 фев 2012, 21:55

    Уже читал это интервью по ссылке в его блоге. Хорошо, что вы его выложили, Анна. Уверен, многим это будет полезно. :)
 
vie

Сообщения: 955
Зарегистрирован:
15 авг 2011, 11:04

Re: Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Сообщение dasha » 03 апр 2012, 16:20

    Хм... Интересно) Спасибо, что выложили)
    Про "Слово живое и мертвое" на удивление ни разу не слышала. Надо почитать...)
 
Сообщения: 995
Зарегистрирован:
22 сен 2011, 15:15
Откуда: Мурманск

Re: Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Сообщение Кирилл Смородин » 01 авг 2015, 13:15

    
Анна Kудесниk писал(а):Приветсвуем репортаж Соло!

    Ага)
 
Сообщения: 1511
Зарегистрирован:
22 фев 2009, 11:36
Откуда: Магнитогорск

Re: Интервью с Игорем Минаковым (тем самым, да-да))))

Сообщение Tony Vilgotsky » 03 авг 2015, 22:12

    Интересное интервью.
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован:
12 ноя 2013, 22:35


Вернуться в Публицистика, критические статьи, интервью и репортажи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1