Бестселлеры

Интервью (мастерская)

Здесь публикуем критические отзывы, публицистические заметки, интервью с писателями ЭФ и не только, а так же репортажи с выставок, книжные обзоры и все, что интересно нашему литературному сообществу.

Модератор: Анна Ша

Интервью (мастерская)

Сообщение Анна Ша » 20 окт 2009, 13:24

    Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
    Наконец-то появилось у Кудесника время, дабы вплотную заняться одним из своих любимых разделов – разделом журналистики :) По мере своих скромных сил постараюсь написать ряд статей, в которых коснусь самых основных журналистских жанров, попробую скомпилировать и осмыслить, сообразно своему личному опыту, огромные пласты материала на данную тему. Надеюсь, что мой скромный труд будет полезен тем, кто хочет попробовать свои силы на данном поприще. Так же буду признательна коллегам-журналистам, если они подхватят эстафету и поделятся с нами своими собственными секретами мастерства.
    Так как в нашем городе наиболее популярен жанр интервью, начнем с него.
    
    Как подготовить грамотное интервью.
    Компиляция прописных истин и личного опыта.

    Как всегда начнем с определений:
    Интервью (английское interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). Жанр интервью является одним из самых популярных в современных средствах массовой информации, его особенность в том, что все формы высказываний журналиста (обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждение к действию) направлены только на получение информации.
    Прежде всего, стоит помнить, что интервью – один из самых субъективных источников. Люди, с которыми вам придется общаться по разному воспринимают одни и те же события и по разному же оценивают их. Часто журналисту приходится сталкиваться с прямо противоположными точками зрения, но в этом то и заключается положительное свойство данного источника, дающего нам возможность по другому взглянуть на проблему, оценить ситуацию с иной точки зрения.
    Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого - взгляд, мнение. Стало быть, интервью - обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
     Определение определением, но в реальной жизни, к сожалению, «обмен мнениями» остался разве что в интервью телевизионного формата. В периодике и даже в большинстве случаев в радиоэфире, интервью больше походит на анкетирование определенного лица. Вопрос-ответ, вопрос-ответ, ну, может (если журналист все-таки не последний дилетант), прочтем мы небольшое вступление и, скажем, пару заключительных итоговых фраз, вот и весь interview. Жаль, конечно, но с данностью приходится мириться чисто из соображений экономии – анкетирование занимает гораздо меньше места на полосах, чем развернутая дискуссия, к тому же, дискуссии в теперешней прессе, забитой по самое небалуйся новостными репортажами и скандальными хрониками, не очень-то уместны, а посему, забудем об «обмене мнениями» и будем рассматривать интервью, как более узконаправленный жанр журналистики, а именно – анкетирование определенного лица, с целью донести до читателей интересующие его сведения.
    Интервью требует от журналиста владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. ИМХО, к интервью следует подходить не как к поточному заказному материалу, а как к творческой работе, требующей от автора-журналиста не только умения выведать самое сокровенное, но и облечь это «сокровенное» в общедоступный, интересный, живой материал, который бы читался на одном дыхании, захватывал, открывал что-то новое, заставлял задуматься.
    Постараемся проследить основные этапы работы над интервью.
    
    Предварительный этап
    Подготовка к интервью складывается из следующих моментов:
    1. Определение темы и цели интервью.
    Розовой мечтой любого журналиста, работающего в жанре интервью, является возможность выбирать личность интервьюируемого под определенную тему. Именно такой подход помогает полнее раскрыть и донести до аудитории то, что журналист хотел сказать, цель, которую он ставил перед собой, задачу, которую задумал решить с помощью новой статьи.
    К сожалению, подобная возможность выбора в большинстве случаев доступна лишь журналистам, работающим в формате телевизионных передач, где люди, как раз и приглашаются под определенную тему. Нам же, скромным работникам печатного слова зачастую приходится довольствоваться тем «что дают» и, следовательно, подгонять свои цели и задачи, под определенного человека, с помощью которого мы пытаемся донести до аудитории ту идею, которую вынашиваем в своей голове.
    Прежде чем «кидаться в бой», автор будущей статьи должен четко определить главную составляющую будущего интервью, а именно – тему, на которую ему предстоит «раскрутить» будущего оппонента и цель, которую он собирается достичь, оперируя ответами оного. Тема и цель – понятия константные, они могут, конечно, претерпеть некоторые изменения в ходе интервью, могут окрасится новыми красками, немного изменить характер и тон восприятия, но основные положения останутся такими же, какими вы их задумали изначально.
    2. Изучение темы и характера необходимых сведений.
    Цитирую наиболее распространенное мнение, которое вы прочитаете в каждой статье-пособии по написанию интервью: «Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос».
    ИМХО, данное утверждение нельзя принимать за непреложную истину, ибо у него, как у медали существует две стороны. Если журналист все же изыщет достаточно времени средь сумасшедших будней, и, засев в библиотеки или за страницы интернета досконально изучит будущего «клиента», то интервью грозит превратиться в детализированную беседу двух сведущих людей, что для широкого читателя будет не только не интересно, но и в большинстве случаев непонятно. Тут с журналистом может сыграть злую шутку поговорка, когда, держа в голове уже известные ему истины, он «за деревьями не увидит леса». Журналист в прямом смысле может оказаться в плену собранного им материала. К тому же неточные «легенды», ошибочные факты и прочие «мелочи портрета» со временем все больше усугубляются в статьях и передачах и журналист рискует попасть под влияние уже существующих стереотипов, нарушив одно из важнейших правил – подходить к интервью без всяких предубеждений.
    С другой стороны начинать работу не зная предмета беседы не только не вежливо, но и в высшей степени не профессионально. Поэтому рекомендуется выбрать нечто вроде «золотой середины». В первую очередь журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника. До того как задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация вам нужна. Если это персональное интервью советую первым делом перечитать уже имеющиеся работы ваших коллег по перу, не забыв заглянуть в ЖЖ будущего собеседника и на его личный сайт, если таковые имеются. Вычлените уже существующую информацию (согласитесь, по меньшей мере глупо интересоваться сведениями, выложенными на сайте в разделе библиографии, или повторять одни и те же вопросы, давно приевшиеся интервьюируемому), ко всему прочему, ознакомившись с прошлыми интервью, вы будете иметь представление о характере ответов и главное, о темах, уже затронутых в интервью с предстоящим собеседником, что существенно расширит ваше поле для маневров.
    3. Предварительное обдумывание хода беседы, построение сюжета будущего интервью, составление вопросов.
    Готовясь к интервью, рекомендуется не только сформулировать и записывать вопросы, но и продумать структуру беседы, ее завязку, окончание и развитие по законам драматургии.
    Для нас, как для тружеников литературы, интервью можно сравнить с написанием рассказа, в котором существует завязка, раскрытие сюжета (основной мысли произведения), неожиданный поворот (мои коллеги, подвизающиеся на поприще интервью часто называют данность словом «провокация») и заключение, в котором осмысливаются первые три части и подводится итог.
    Анализ интервью можно провести по трем критериям: главная тема, скелетом которой являются заранее подготовленные основные вопросы, открывающие беседу, составляющие ее костяк и завершающие ее. Второй критерий – заранее подготовленные альтернативные вопросы, составленные по принципу – если собеседник ответит так, то я задам ему этот вопрос, если же он ответит по-другому, то я спрошу у него то-то… Третий – непредвиденные, вытекающие вопросы. Это, пожалуй, наиболее сложный момент в интервью. На сформулированный заранее вопрос вы вдруг получаете неожиданный ответ, который требует мгновенной и спонтанной реакции с вашей стороны. К непредвиденному в ходе интервью нужно быть готовым всегда. Внезапный поворот – самое интересное в беседе.
    
     Вопрос – лишь форма движения мысли, но не замена ее
    Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.
    Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Хороший журналист обязан находить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями или профессиональными словами, что и собеседник.
    Как выстроить вопросы так, чтобы было интересно зрителю, держать его в напряжении при этом достойно вести себя с собеседником, не испугать его? Практика работающих журналистов позволяет вывести несколько общих правил, используя которые можно сформулировать интересные вопросы и успешно построить диалог:
    1. Грамотно поставленный первый вопрос – половина дела. Первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу, заинтересовать читателя, обещая захватывающий, интересный материал. Над первым вопросом стоит задуматься особо, т.к. именно он, станет стартовой площадкой для всего дальнейшего «развития сюжета».
    2. Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете собеседнику «увильнуть» от ответа.
    3. Вопрос должен задаваться в вопросительной, а не утвердительной форме.
    4. Следует избегать вопросов, допускающих односложные ответы «да» или «нет», стремитесь составлять их настолько открытыми, насколько это возможно.
    5. Не пренебрегайте «вопросами блондинок», например, «что вы чувствуете?», «что вы имеете ввиду?», «как вы себе это представляете?» и т.п. Нередко они приводят к самым неожиданным, интересным и глубоким ответам.
    6. Во время интервью не нужно слепо следовать заранее подготовленным записям. Черновик должен лишь придавать чувство уверенности.
    7. Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью.
    8. Вопросы должны быть простыми, нейтральными и открытыми. Открытые вопросы заставляют объект интервью задуматься над их содержанием и приложить усилия к тому, чтобы ответить на них. В таких случаях у вас есть возможность не только получить объяснения, но и услышать точку зрения респондента. Вопросы должны быть нейтральными, лишь тогда интервьюируемый может высказаться и находиться в центре разговора. Помните, что вопросы, окрашенные личным мнением журналиста, ставят в центр беседы его самого, что в жанре интервью неприемлемо.
    9. Не задавайте злых провокационных вопросов. Интервьюируемый может либо отказаться отвечать на них, либо перейти в контрнаступление. Вы получите более полезную информацию, если ваши вопросы будут спокойными и конкретными.
    10. Повторяйте свои вопросы, во время интервью это легко сделать. Если на ваш вопрос не дан ответ, повторите его в несколько измененном виде. Не перескакивайте к следующему.
    11. При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Постарайтесь не ставить интервьюируемого в тупик (если конечно не делаете это с явным провокационным намерением), в подобной ситуации у него возникает неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. В итоге человек замкнется, и разговор можно считать оконченным.
    12. Успех интервью «без провалов» во многом зависит от умения журналиста подать заготовленный заранее вопрос как импровизированный, объединив его с предыдущим ответом, и представив как логически вытекающий из него.
    
    Вопросы в интервью

    Вопросы существуют для реализации целей и задач интервью, поэтому могут быть классифицированы по множеству оснований, например:
    1. по форме вопроса:
    1.1 Открытые и закрытые
    Открытый вопрос называет тему или предмет беседы, оставляя интервьюируемому возможность структурировать ответ по своему усмотрению.
    В закрытом же вопросе возможные ответы уже заложены в нем самом. Закрытые вопросы обычно применяются в массовом опросе или в том случае , когда собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать собеседнику нужный вам ответ, а, следовательно, и свое мнение.
    1.2 Прямые и косвенные, личные и безличные
    Помимо закрытых вопросов психологические барьеры в ходе беседы можно разрушить с помощью вопросов косвенных, но данность целесообразна только в случаях, когда возникает необходимость получить сведения о поведении или отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде (собеседник может затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, к которым он принадлежит). Косвенность вопроса освободит интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получить информацию о его взглядах и мнениях.
    Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма выявляет индивидуальное мнение, безличная же дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.
    2. по воздействию на собеседника:
    2.1 Наводящие или подсказывающие вопросы.
    Вопросы по схеме: «Вам известно, что …..», «Говорят, что…» или «Есть мнение …» , уводящие собеседника от собственных суждений и личной оценки, ИМХО, не лучшая тактика при любом раскладе. Поэтому следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки. Немногие решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно, большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы журналисты используют намеренно, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления, что само по себе является смертельным приговором для любого конструктивного диалога.
    3. по функции:
    Основные, зондирующие, дополнительные.
    При подготовке к интервью журналист должен, прежде всего, составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать, люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника надо постараться определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить нужные сведения. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной, а так же в случаях неожиданного поворота в теме разговора.
    Контрольные вопросы могут составляться заранее и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель - проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, некая проверка поступающей информации на достоверность.
    4. Договоренность о встрече, месте и времени интервью
    Включает следующие задачи:
    - организовать, по возможности, условленную (не спонтанную) встречу, сделать ее удобной для собеседника.
    - обрисовать собеседнику предмет разговора (реже замысел).
    - позаботиться о пунктуальности.
    - прежде всего, собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить, первое впечатление носит ориентировочный характер и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним, об этом надо помнить всегда. Совсем не обязательно внешне и внутренне перестраиваться перед каждым интервью – просто не забывайте о собеседнике.
    Важно иметь в виду, что как бы журналист не стремился побыстрее передать в редакцию «горяченькое» интервью, он не должен демонстрировать, что торопится. Суетой и поспешностью можно «смазать» стремление человека отвечать на вопросы.
    5. Создание представления о роли интервьюируемого.
    Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого, поэтому журналист должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее. Первые вопросы интервью несут важную нагрузку. Отношения еще только устанавливаются, интервьюируемый еще не вошел в роль, он полон беспокойства, что она (беседа) окажется ему не по силам или заставит его потерять время даром. Первые вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда, почувствовать, что может успешно справиться с заданием.
    
    Интервью
     Универсальной схемы проведения интервью не существует – различны темы, цели и собеседники. Однако, вне зависимости от темы и героя есть психологические приемы, которые вы можете применять всегда.
    Приемы установления психологического контакта с собеседником:
    - Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.
    - Обязательно уточните форму обращения к собеседнику и впредь не позволяйте себе фамильярностей.
    - При напряженной ситуации попытайтесь разрядить обстановку шуткой, комплиментом, но очень тактично.
    - Выскажите собеседнику внимание, сочувствие, уважение, даже если разговор предстоит неприятный.
    - Дайте понять, что вы тщательно готовились к встрече и ждали ее.
    - Старайтесь встать на место собеседника, вникнуть в его проблемы.
    - Дайте интервьюируемому возможность высказаться.
    - Не давайте собеседнику возможности уходить от ответа. Старайтесь не задавать
    - В разговоре постарайтесь использовать доверительные интонации.
    - Не уделяйте повышенного внимания внешнему виду собеседника, не создавайте себе стереотипа восприятия.
    - Подчеркните общность между вами и собеседником.
    - Проявляйте уважение к мнению оппонента, никогда не говорите человеку, что он не прав; в интервью вообще не следует начинать ответную фразу со слова «нет» (если вы не стремитесь к конфликту целенаправленно, что может быть полезно и необходимо на пресс-конференции, если выступающий склонен уклоняться от ответов с помощью словесных штампов, но на прямой вопрос в грубой форме вынужден ответить).
    - Внимательно слушайте, не отвлекайтесь во время ответа даже на поиски и формулирование следующего вопроса .
    Средства для стимулирования процесса интервью:
    - выражение согласия (внимательный взгляд, кивок, улыбка, словесное поддакивание).
    - использование коротких пауз.
    - повторение основного вопроса.
    - частичное несогласие. («Мне не совсем ясно. Не могли бы Вы объяснить, что вы имеете ввиду?», «Итак, Вы только что сказали… Уточните, пожалуйста»).
    - уточнение путем неправильного повторения ответа.
    - указание на противоречие в ответах.
    - повторение последних слов респондента (так называемый метод «эхо»).
    - нейтральное требование добавочной информации.
    - требование весьма определенной добавочной информации.
    - необходимость разобраться, что скрывается за ответом типа «не знаю»: действительное незнание, непонимание смысла вопроса или боязнь дать неправильный ответ.
    …И еще раз повторюсь: не давайте собеседнику возможности уходить от ответа. Старайтесь не задавать следующий вопрос пока не получите ответа на предыдущий. Если вы имеете дело с человеком, который старается уходить от ответов, можно позволить ему сделать это на нескольких простых вопросах, но затем надо вынудить ответить на ключевой вопрос беседы. Здесь стойте твердо – вы ведете решающую битву, так что добивайтесь ответа всеми силами. Если время является критическим фактором, не ходите вокруг да около - сразу задавайте ключевой вопрос. А по большому счету, достаточно просто проявлять искреннюю заинтересованность в беседе, и тогда ваши знания психологии поведения проявятся совершенно произвольно и естественно :)
    
    Заключительный этап
    Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться. Задайте последний вопрос: «Не упустили ли мы в беседе что-либо?» или «Не хотите добавить что-нибудь к сказанному?». Сколько бы вы не готовились к интервью, собеседник все равно знает о предмете беседы больше вашего.
    Стремление продлить беседу до бесконечности знакомо каждому журналисту, работающему в жанре интервью, но если нет четко регламентированных временных рамок надо вовремя почувствовать, когда интервью исчерпано, когда собеседник утомлен, когда вы, перейдя границу, рискуете навсегда потерять будущий источник новой информации, когда просто стоит остановиться.
    Но как бы вас не поджимало время, существует несколько правил, которыми необходимо завершить любое интервью. Это залог объективности и точности будущего материала, а так же основа дальнейших встреч с этим человеком для вас и ваших коллег:
     - уточните с интервьюируемым написание его фамилии, псевдонима или ника.
    - возьмите электронный адрес, ISQ, или номер телефона.
    - дайте понять собеседнику, что встреча была интересной и плодотворной, что интервьюируемый отлично справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, силы, нервы, дайте ему почувствовать, что сделал он это не напрасно.
    - узнайте, где ваш недавний собеседник будет находиться до крайнего срока подготовки интервью к печати, дабы в случае необходимости вы могли задать уточняющие вопросы.
    
    Интервью в интернете (советы коллег-блогеров)
    Все, что написано выше, имеет отношение к кухне создания интервью, применимой ко всем видам журналистской деятельности, но мы с вами живем в виртуальном мире и большинство будущих интервьюбаталий будут разворачиваться именно на просторах рунета, поэтому я постаралась собрать на его просторах несколько советов, которые дают своим последователям опытные журналисты в своих блогах и на страничках ЖЖ. Вот некоторые из них:
    Чего делать не следует:
    • Не спрашивайте по е-мэйлу согласится ли человек дать интервью или нет. Это пустая трата времени. Вместо этого просто пошлите свои вопросы, не забывая перед ними четко и ясно объяснить цель и назначение интервью, для кого оно предназначено, что бы вам хотелось донести до аудитории.
    • Не нужно посылать список человек, у которых вы уже брали интервью, рассчитывая тем самым склонить человека к интервью (что стало довольно распространенной практикой). Обычно варианты такие:
    1) человеку будет все-равно
    2) человеку может не нравиться кто-то из этого списка.
    • Не пропускайте упоминание имени человека, у которого вы хотите взять интервью
    • Не задавайте такие вопросы, на которые с легкостью можно ответить, всего лишь прочитав страницу об “авторе”. Люди делают такие страницы именно для того, чтобы люди не задавали таких вопросов, данность сильно раздражает.
    • Не нужно рассчитывать на то, что человек в будущем сошлется на вашу статью, равно как и нельзя требовать обмен ссылками. Если интервью будет удачным, интервьюируемый сам выйдет с вами на дальнейший диалог.
    Что нужно сделать:
    • КОРОТКО напишите о себе, контексте интервью и о том, где это интервью будет размещено.
    • Дайте понять интервьюируемому, что вы собрали о нем достаточно информации.
    • Найдите в поисковых системах все интервью с этим человеком и посмотрите на какие вопросы ему уже приходилось отвечать, постарайтесь не повторять их.
    • Постарайтесь задать человеку такие вопросы, которые ему были бы интересны. Спросите о его последних проектах или о том, чем он восхищается. Помимо прочего, станет ясным, что вы не рассылаете это письмо всем подряд.
    • Задавайте спорные или тематические вопросы. У каждого есть свое мнение и многие хотят им поделиться. Вполне возможно, что тем самым вы предоставляете некую трибуну этому человеку. К тому же вы покажете оппоненту, что владеете материалом и потратили время, дабы изучить все стороны вопроса.
    • Пошлите человеку по е-майлу ссылку на интервью и поблагодарите за то, что он потратил свое время.
    
    От себя хочу добавить, что прежде всего стоит помнить – интервью в реале (где интервьюируемый поставляет журналисту информацию голосом) все же существенно отличается от интернет-интервью и прежде всего тем, что в он-лайн версии вашему оппоненту придется весь текст печатать вручную, что значительно увеличивает количество затраченных сил, равно как и времени. Учитывая этот фактор, постарайтесь действовать в режиме максимальной экономии. Если вы нашли достаточно интервью с данным человеком, проще построить вопрос, скопировав уже известные ответы, в этом случае человеку достаточно будет опровергнуть то или иное свое прошлое высказывание, или добавить к нему что-то новое. По мне, так подобные интервью легче всего брать по ISQ, так как именно этот технический «провайдер» создает наиболее полное впечатление непринужденной беседы, позволяет сойтись с интервьюируемым, найти общие точки соприкосновения, а следовательно раскрасить интервью подробностями и более полным восприятием личности собеседника, е-mail ответы, к сожалению, лишены подобной живости восприятия.
    
    ----------------------------------------------------
    
    Вот так вкратце обстоят дела с одним из самых востребованных жанров журналистики – интервью. Не берусь утверждать, что все, рекомендованные здесь методы следует выполнять беспрекословно, но осмыслить и понять суть технологических особенностей написания данного материала необходимо. А мы, форумчане, будем с нетерпением ждать работ наших коллег по перу и, кто знает, может быть именно ваше интервью займет достойное место не только на просторах рунета, но и на страницах печатных СМИ.
    
    Удачи и вдохновения, вам.
     Главный Кудесник )))
 
Главный Кудесник

Сообщения: 14731
Зарегистрирован:
25 июл 2007, 14:14
Откуда: Москва

Вернуться в Публицистика, критические статьи, интервью и репортажи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1