Бестселлеры

Начинающему сценаристу

Авторы non-fiction, журналисты, драматурги и сценаристы - этот раздел для вас!

Начинающему сценаристу

Сообщение Инна Балтийская » 29 окт 2008, 20:06

    Казалось бы, все просто - поворот сюжета похлеще и все побегут на ваш фильм. Но нет - сюжет и события это лишь оболочка. Ядро, которое заставляет её двигаться - это персонажи. И конечно центром всего является главный герой или герои.
    
    Теперь давайте попробуем создать таковых. Да кстати если вы думаете, что я помогу вам в этом, то вы сильно заблуждаетесь. Знаете, я, наверное, не больший специалист в создании, чем вы, просто я имею большой опыт в наблюдении. Я просто поделюсь с вами своими идеями, с которыми вы, возможно, будете в корне не согласны, а может быть, будете не согласны лишь в чем-то. И это хорошо, поскольку сами знаете, что истина рождается в споре. Итак, я посоветовал бы вам начать с варианта с одним главным героем, чтобы лучше проработать его образ. Приступили: вы описали интерьер или экстерьер, ввели некое предисловие и вот на экране появляется ваш герой. "Ну вот…" - скажете вы - "ну появился и что я о нем скажу, за кадром что ли голос пущу, или титр повешу? Пока он дел не натворит, мы так и не узнаем что он за тип". Но непредсказуемость поведения это и есть самое страшное - этого надо боятся как огня. Если зритель точно угадывает поведение главного героя, значит вы стопроцентно правильно описали его характер, к тому же зрителям это приятно. Они не должны знать события наперед, они должны предполагать линию поведения. А вот если ваш персонаж начнет откалывать фокусы, которые ни в какие ворота не лезут, это будет уже хуже. Представьте что в какой-нибудь экранизации, ни с того ни с сего, Шерлок Холмс решит, что быть преступником более прибыльное занятие и станет главарём Лондонских бандитов. Это что разве физически невозможно? Возможно - но для этого нет никаких оснований, почему он должен так сделать? Никакие события из его прошлой жизни не могут толкнуть его на это, он не такой человек. Это и есть целостность характера - стремитесь к этому, и все будет в норме. Многие склонны приближать главного героя к своему образу, ничего плохого в этом нет, но если делаете это, то делайте до конца. Всегда представляйте: "а как бы я повел себя в данной ситуации?" Но ни в коем случае не представляйте: "а как бы я себя повел в данной ситуации, если бы был чемпионом по каратэ?" - до добра не доведет, получите нездоровую фантазию, а не героя. Можете своих первых персонажей срисовать с близких знакомых, вы же знаете, как они будут поступать в тех или иных случаях, только не "рвите" людей - сохраняйте целостность. Далее как можно рассказать что-то о ком-то пока он ничего значимого не сделал. Тут все просто - киноязык вам поможет: мелочи и детали, которые формируют образ - вот то, что нужно. Давайте вместе попробуем создать и проработать кусочек сценария. Создадим схему: герой впервые в кадре, он идет по улице, делает одну покупку и один телефонный звонок.
    
    Внимание! Начали! Вариант 1:
    
    ЭКСТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
    
    Мужчина, 35 - 40 лет, среднего роста идёт по улице, вдоль ряда магазинных витрин. Проходя мимо одной зеркальной витрины, он останавливается, смотрит на своё отражение: его волосы растрепаны. Он поправляет прическу, слегка улыбается и идет дальше.
    
    Он останавливается у табачного киоска и протягивает продавцу деньги.
    
    МУЖЧИНА
    
    Пачку жевачки, пожалуйста.
    
    Он забирает покупку и идёт дальше.
    
    Он открывает жевачку и закидывает в рот пару подушечек, оглядывается в поисках урны. Её нигде нет - он убирает мусор в карман.
    
    Мужчина достает сотовый телефон и набирает номер.
    
    КП РУКИ С ТЕЛЕФОНОМ: на пальце обручальное кольцо.
    
    МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
    
    Алло?
    
    МУЖЧИНА
    
    
    Здравствуй, милая. Позови маму.
    
    МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
    
    Папочка! Мамы нет - я с бабушкой, могу позвать её.
    
    МУЖЧИНА
    
    Нет, нет не надо - целую тебя. Позвоню попозже.
    
    Он закрывает телефон и убирает в карман. Опустив на секунду взгляд, он теряет внимание и сталкивается с прохожим.
    
    МУЖЧИНА
    
    Простите.
    
    Он идет дальше.
    
    Нормально вроде, нашу схему мы выполнили. А теперь схема та же. Вариант 2:
    - - - - - - - -
    
    ЭКСТ. УЛИЦА - ДЕНЬ
    
    Мужчина, 35 - 40 лет, среднего роста идёт по улице, вдоль ряда магазинных витрин. Проходя мимо одной зеркальной витрины, он останавливается, смотрит на своё отражение: его волосы растрепаны. Он усмехается и идет дальше.
    
    Он останавливается у табачного киоска и кидает деньги на прилавок.
    
    МУЖЧИНА
    
    Пачку Мальборо.
    
    Он забирает покупку и идёт дальше.
    
    Он открывает сигареты и закуривает. Не оглядываясь в поисках урны, он выкидывает мусор на тротуар.
    
    Мужчина достает сотовый телефон и набирает номер.
    
    КП РУКИ С ТЕЛЕФОНОМ: на пальце след от снятого обручального кольца.
    
    МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
    
    Алло?
    
    МУЖЧИНА
    
    Мать дома?
    
    МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА (ЗК ПО ТЕЛЕФОНУ)
    
    Мамы нет - я с бабушкой, могу позвать её.
    
    Он закрывает телефон и убирает в карман. Опустив на секунду взгляд, он теряет внимание и сталкивается с прохожим.
    
    МУЖЧИНА
    
    Смотри куда идешь, придурок.
    
    Он идет дальше.
    
    - - - - - - - -
    
    В принципе описаны одни и те же события, но как по-вашему это один и тот же характер? Конечно, нет. И от таких разных людей вы будете ожидать разного поведения и скорее всего их придется ставить в разные ситуации. Если первый больше подходит для романтической комедии, или мелодрамы, то второй имеет все шансы стать героем какого-нибудь криминального боевика.
    
    Ну, вот путём таких нехитрых манипуляций и указаний некоторых событий из прошлой жизни героя мы создали один образ. Примерно таким же путем создаем и остальных. Самое главное, чтобы зрители полюбили ваших героев, сопереживали им, соотносили их успехи со своими, так же как и их поражения.
    
    Дальше вам, наверное, стоит задуматься уже и о сюжете, то есть поставить своего героя в такую ситуацию, которая будет достойна того, чтобы о ней рассказать. Если персонаж весь фильм, к примеру, собирает фрукты, а потом получает плату и уезжает отдыхать это конечно хорошо (да и ярые поборники реализма в кино будут в восторге), но вряд ли потянет на крепкий сюжет. Кому это интересно смотреть? "Тем, кто собирает фрукты" - скажете вы. Но вот в том то и дело что нет. Если бы это было так, вы бы уже имели целевую аудиторию. А людям, которые собирают фрукты смотреть это будет даже менее интересно чем остальным, потому как они этого добра в жизни насмотрелись. Вот выбрались отдохнуть вечерком в кинотеатр и на тебе - то же самое. А вот что если:
    
    - на территории фруктовых садов произошло убийство - детектив
    
    - на территорию фруктовых садов упал НЛО - фантастика
    
    - находится дерево с древним проклятьем - мистика
    
    - начальник обнаружил халтуру и ищет крайнего - фильм ужасов
    
    А уж людям, которые с этим связаны, смотреть будет вдвое интереснее.
    
    Мы создали ситуацию, как рыбку в аквариум запустили туда героя и он начал там свою деятельность, направленную на достижение каких-то своих целей, которые должны быть либо очевидны, либо указаны. И наш (ваш) герой начинает противостоять… кому? На самом деле вовсе и не обязательно, чтобы он кому-то противостоял, но всё же в большинстве фильмов неизменно присутствует отрицательный персонаж или же его роль могут выполнять обстоятельства, так как герой должен вести борьбу. Каким должен быть отрицательный персонаж - главное чтобы он, как и герой, был цельным с обоснованными поступками (не забывайте, он ведь тоже чего-то хочет, и у него есть свои цели). Представьте, что вы разбираете шахматную партию, и чтобы лучше понять ситуацию необходимо перевернуть доску и взглянуть на все глазами противника. Только не переусердствуйте, а то ваш зритель начнет сопереживать злодею, а если это случиться последний уже перестанет быть таковым и превратиться в героя.
    
    Персонажи второго плана, также должны быть четко прописаны, ведь они как резкий контур для основных действующих лиц. Они добавляют красок в их портреты.
    
    (Илья Куликов)
 
Сообщения: 620
Зарегистрирован:
20 мар 2007, 15:49

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Latinos » 09 янв 2009, 17:36

    Господа, у кого-нибудь есть опыт в написании (участии в написании) сценария мыльной оперы? Типа РОДНЫЕ ЛЮДИ, КАРМЕЛИТА и иже с ними? Сюжетчиком или диалогистом? Позарез нужен совет...
 
Оборотень кошачьей породы

Сообщения: 553
Зарегистрирован:
05 дек 2006, 17:29
Откуда: Урал

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Анна Ша » 10 янв 2009, 01:23

    Latinos спрашивайте. Я тут все соблазняю одного сценариста к нам прийти рецензентом на хоррор ))))) Спрошу у него, он на наших сериалах последнее время работает (года три уже).
 
Главный Кудесник

Сообщения: 14731
Зарегистрирован:
25 июл 2007, 14:14
Откуда: Москва

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Latinos » 10 янв 2009, 18:19

    Я сейчас все сформулирую и кину вам в личку! Вы прямо как луч света ... :)
 
Оборотень кошачьей породы

Сообщения: 553
Зарегистрирован:
05 дек 2006, 17:29
Откуда: Урал

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 06 авг 2009, 00:17

    
Latinos писал(а):Типа РОДНЫЕ ЛЮДИ

    Н-да. Поздно я увидела эту тему. Писала в качестве диалогиста несколько серий в РЛ. :lol:
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 06 авг 2009, 00:19

    Итак, НАЧИНАЮЩЕМУ СЦЕНАРИСТУ:
    
    Как правильно написать сценарий.
    
    Вопросы сценаристу
    
    Простые, но очень важные вопросы, которые сценарист должен задать самому себе.
    
    1. Кто главный герой Вашей истории?
    
    2. В чем основной конфликт истории? Сможет ли он удерживать внимание аудитории в течение всего фильма?
    
    3. Какая у главного героя цель?
    
    4. Достаточно ли серьезны препятствия, которые стоят на пути героя к цели? Что он будет делать, чтобы их преодолеть?
    
    5. Меняются ли поведение и мотивы главного героя по мере развития сюжета? Обоснованы ли его поступки? Вытекают ли они логически из его образа, характера?
    
    6. Есть ли в Вашей истории сильный антигерой?
    
    7. Соблюдена ли классическая трехактная структура киносценария (если Вы написали сценарий полнометражного фильма)?
    
    8. Удалось ли Вам на первых 10 страницах описать событие, которое спровоцирует основной конфликт истории?
    
    9. Есть ли в Вашем сценарии поворотные пункты и кульминация?
    
    10. Есть ли в нем сцены, которые можно убрать без ущерба для истории?
    
    11. В каждой ли сцене события не просто рассказаны, а показаны?
    
    12. Насколько правдоподобен и непредсказуем финал?
    
    13. Какая у будущего фильма целевая аудитория?
    
    Главный герой
    
    Главный герой – это основной персонаж Вашей истории. Его мотивы и поступки определяют развитие сюжета. Это персонаж, находящийся в центре внимания большую часть времени. Вводите главного героя в действие так скоро, как только сможете, в самом начале повествования.
    
    Герой должен вызывать симпатию, его недостатки и слабости должны быть понятны зрителю. Зритель должен отождествлять себя с героем, сопереживать ему. Только тогда Вы сможете полностью вовлечь аудиторию в происходящее на экране. Держите зрителя в постоянном напряжении. Герой должен находиться в экстремальных условиях в течение всей истории. В профессионально написанном сценарии герой все время в эпицентре конфликта – внешнего или внутреннего.
    
    Главный герой будет выглядеть убедительно, только если детально проработаны четыре главных составляющих его образа:
    
    * Его мотивы;
    * Его цель;
    * Препятствия, с которыми он столкнется на пути к достижению цели;
    * Перемены, которые произойдут в его личности с развитием истории.
    
    Мотивы героя
    
    Герой не должен совершать поступков, которые не соответствуют его образу. Если зритель говорит: «Не верю», – его эмоциональная связь с героем рвется. Чтобы сделать развитие персонажа от начала до конца истории убедительным, нужно дать герою правдоподобную и четко определенную систему мотивов. Именно мотивы определяют поведение героя.
    
    Мотивом второстепенного персонажа может быть любое узнаваемое чувство – любовь, ненависть, жадность и т.д. Но главного героя лучше наделить двумя несовместимыми мотивами. Так Вы создадите хорошую почву для возникновения и развития внутренних и внешних конфликтов.
    
    * Майкл Корлеоне разрывается между желанием вести законопослушную жизнь и необходимостью защитить семью («Крестный отец»).
    * Супруги-киллеры Джон и Джейн Смит любят друг друга, но каждый должен выполнить заказ на убийство другого («Мистер и Миссис Смит»).
    
    Цель
    
    Цель героя зависит от движущих им мотивов. Повествование будет более динамичным, если цель героя противоречит целям других персонажей, а главное – антигероя. Убедитесь, что дали герою и антигерою четко обозначенные и противоположные цели.
    
    * Полковник Дэниелс (Дастин Хоффман) хочет найти лекарство от опасного вируса и спасти город. Генерал МаКлинток (Дональд Сазерленд) хочет использовать вирус как биологическое оружие. Он не может допустить появления доступного всем лекарства («Эпидемия»).
    * Существо с другой планеты хочет уничтожить героев. Герои хотят выжить («Чужой», «Хищник»). Выживание – эффективный и популярный у сценаристов мотив.
    
    Препятствия
    
    На пути к достижению цели героя должно ожидать множество препятствий. Появление все более серьезных трудностей, опасностей и преград и то, как их преодолевает главный герой, составляет основную часть истории – ее второй акт (поставить ссылку) . Если у героя слишком мало проблем, история будет недостаточно глубокой и напряженной. Начиная писать тритмент, удостоверьтесь, что приготовили герою достаточно преград, чтобы он мог с честью их преодолеть.
    
    Рассмотрим, как это работает на примере фильма «Правдивая ложь».
    
    * От секретного агента Гарри Таскера (Арнольд Шварцнеггер ) ускользает опасный террорист.
    * Его жена Хелен заводит любовника.
    * Хелен и Гарри похищают террористы.
    * Герою удается вырваться, но жену увозят.
    * Таскер должен спасти ее из потерявшего управление автомобиля, мчащегося к обрыву.
    * В это время антигерой захватил небоскреб и угрожает взорвать атомную бомбу. У него в руках дочь Таскера.
    
    Избегайте препятствий, «высосанных из пальца». Они должны выглядеть естественно. Самые убедительные преграды – это те, которые уже заложены в материале – обстановке, персонажах и личности самого героя. Нужно только их найти.
    
    * Место действия фильма Нила Маршалла «Спуск» — пещера глубоко под землей. Препятствия на пути героев – обвал, перекрывший выход, запутанные коридоры, для которых нет карты, пропасти и темнота.
    * Джон Фергюсон, главный герой «Головокружения» Альфреда Хичкока, сталкивается с необходимостью преодолеть внутреннюю преграду – боязнь высоты.
    
    Перемены
    
    Преодолевая препятствия на пути к цели, герой должен развиваться.
    
    * Обычная девушка Сара Коннор обретает новый смысл жизни в качестве матери будущего спасителя человечества («Терминатор»).
    * Циничный бизнесмен Оскар Шиндлер посвящает себя делу спасения евреев от Холокоста («Список Шиндлера»).
    
    Если персонаж не развивается, он выглядит шаблонным. Развитие героя должно быть заложено в характере. Главная цель и мотивы взаимодействуют, заставляя героя меняться. Лучший способ дать герою импульс для развития – заложить в него два сильных противоборствующих мотива.
    Типы персонажей
    
    Персонажей в фильме можно разделить на четыре базовые категории: персонажи-функции, вспомогательные, второстепенные и основные персонажи.
    
    Персонаж-функция служит для выполнения какой-нибудь одной задачи и не влияет на движущие мотивы главных героев. Такой персонаж ничем не выделяется. Выполнив задачу, он исчезает с экрана и из памяти зрителя.
    
    * Байкеры в «Терминаторе 2» появляются лишь для того, чтобы герой Аронольда Шварценеггера мог отобрать у них одежду и мотоцикл.
    * Защитника Самарканда в начале «Дневного Дозора» используют, чтобы показать, как работает Мел Судьбы.
    
    Работая над характером-функцией, не надо увлекаться деталями. Лишние описания – враг сценариста.
    
    Вспомогательный персонаж или персонаж-ярлык отличается от персонажа-функции тем, что у него есть бросающаяся в глаза особенность, «метка», по которой его мгновенно запоминает и узнает зритель.
    
    * Персонаж Эдварда Джеймса Олмоса в «Бегущем по лезвию» в каждой сцене складывает фигурки из бумаги.
    * Джоди (Розанна Аркетт) из «Криминального чтива» — фанатичная поклонница пирсинга, у нее есть серьга почти в каждой части тела.
    
    Как правило, ни персонажам-функциям, ни вспомогательным персонажам не уделяют внимания в тритменте. Если можете рассказать историю, не упоминая их, сделайте это. Не сможете — упоминайте только в случае необходимости.
    
    Второстепенные персонажи, как и вспомогательные, обладают яркими индивидуальными чертами и легко запоминаются. Их отличие в том, что они эволюционируют с развитием сюжета.
    
    * Си-Джей (Майкл Келли) в «Рассвете мертвецов» в начале фильма предстает эгоистом, которого волнует только собственная безопасность. В конце он жертвует жизнью ради спасения остальных.
    * Горлум из «Властелина колец» меняется за время действия несколько раз. Сначала он превращается из противника в помощника главного героя, а после снова становится врагом.
    
    Когда одержимый властью персонаж гибнет в погоне за могуществом, он остается вспомогательным. Если перед смертью он лишается даже той силы, которую имел — это второстепенный персонаж. Его «ярлык» эволюционировал.
    
    Основные персонажи – это герой и антигерой.
    
    Герой должен вызывать одобрение аудитории и заставлять сопереживать. Но и антигерой не менее важен. Это не обязательно злодей, но его действия всегда направлены против героя. Интересный антигерой, бросающий герою достойный вызов – одна из важных составляющих успешного сценария.
    
    * Чем сильнее зритель настроен против антигероя, тем больше он желает победы герою.
    
    * Чем более опасным и непобедимым выглядит антигерой, тем сильнее и достойнее смотрится главный герой.
    
    Антигерой не обязательно должен быть человеком. Это может быть и дикий зверь («Призрак и Тьма»), и насекомые («Москиты»), и опасный вирус («Эпидемия»), а также разбушевавшаяся стихия, космические пришельцы, сверхъестественные силы и многое другое.
    
    Иногда проще изобразить интересного и правдоподобного антигероя, чем главного героя, которому хочется сопереживать. Но не стоит нарушать баланс в его пользу. Хороший злодей не спасет плохого героя.
    Трехактная структура сценария
    
    Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов.
    
    Смысл трехактного построения сценария не в том, чтобы подогнать историю под определенный жесткий шаблон. Четкая структура помогает автору внятно и последовательно изложить историю, не запутаться в сценах и персонажах и выстроить логику развития действия и поведения героев. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.
    
    Обычно сценарий полнометражного фильма составляет 90–120 страниц, то есть одна страница соответствует примерно одной минуте фильма. Для удобства изложения будем считать, что у нас 120-страничный сценарий, набранный в MS Word шрифтом Courier New , 12 кеглем, с полуторным интервалом. Это составляет около 120000 знаков.
Последний раз редактировалось Нора 06 авг 2009, 00:22, всего редактировалось 1 раз.
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 06 авг 2009, 00:20

    Продолжение:
    
    1 Акт
    
    Экспозиция
    
    (страницы 1 — 30)
    
    Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма.
    
    Представление читателя о сценарии в целом зависит от первого акта. Если потенциальному покупателю не понравились первые десять страниц сценария, дальше он читать не будет.
    
    В первом акте необходимо:
    
    * Представить главного героя Вашей истории. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа.
    * Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории.
    * Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма.
    * Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев.
    * Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас.
    * Ввести в действие антигероя – главную преграду на пути главного героя.
    
    В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первый поворотный пункт, который запускает второй акт.
    
    2 Акт
    
    Борьба героя с препятствиями на пути к цели
    
    (30 – 90 страница)
    
    Второй акт – это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств и антигероя на главного героя должно постоянно усиливаться.
    
    Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.
    
    2 Акт, 1 часть.
    
    Герой начинает действовать
    
    * Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать.
    
    * Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы.
    
    * В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.
    
    2 Акт, 2 часть
    
    * Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения – более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит.
    
    * Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.
    
    2 Акт, 3 часть
    
    Подготовка к Кульминации
    
    * Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя.
    
    * Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.
    
    3 Акт
    
    Главный герой выполняет свое предназначение
    
    (90 — 120 страница)
    
    Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории.
    
    * Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем.
    
    * Действие стремительно приближается к неминуемой развязке – окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе.
    
    * В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах.
    
    * В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор.
    
    Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.
    
    http://www.cinemotion.ru
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 06 авг 2009, 00:21

    ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ
    
    ОСНОВНАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ - КИЛОМЕТРОВЫЕ ДИАЛОГИ.
    ДРУЗЬЯ, ЗАПОМНИТЕ - ТРИ СЛОВА - ЭТО МЕТР ПЛЕНКИ! ДЕСЯТЬ СЛОВ - ТРИ МЕТРА.
    ДЛИНА СРЕДНЕЙ СЦЕНЫ В КИНО - СОРОК-ШЕСТЬДЕСЯТ МЕТРОВ ИЛИ ПОЛТОРЫ - ДВЕ МИНУТЫ.
    А ТЕПЕРЬ ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ В ЭТИХ ДИАЛОГАХ!
    
    ВТОРАЯ ОШИБКА - УВЛЕЧЕНИЕ ПРОЗОЙ.
    НЕ ПУТАЙТЕ ЛИТЕРАТУРУ И КИНОСЦЕНАРИЙ - СЦЕНАРИЙ ЭТО ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ, КОТОРОЕ МОЖНО ПЕРЕНЕСТИ НА ЭКРАН.
    
    ТРЕТЬЯ ОШИБКА - ТОПТАНИЕ ДЕЙСТВИЯ НА МЕСТЕ.
    В ХОРОШЕМ ФИЛЬМЕ ЗА ПЯТЬ МИНУТ ПРОИСХОДИТ ДЕСЯТОК СОБЫТИЙ, ГЕРОИ УСПЕВАЮТ ТРИ РАЗА ОКАЗАТЬСЯ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ.
    В НЕКОТОРЫХ СЦЕНАРИЯХ КОНКУРСА ГЕРОИ УСПЕВАЮТ ЗА ПЯТЬ МИНУТ... ВЫПИТЬ ЧАЮ.
    
    ЧЕТВЕРТАЯ ОШИБКА - УТОПАНИЕ В ПОДРОБНОСТЯХ.
    НЕ ОПИСЫВАЙТЕ СЛИШКОМ ПОДРОБНО ОБСТАНОВКУ И КОСТЮМЫ ГЕРОЕВ - ДЛЯ ЭТОГО В КИНО ЕСТЬ ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК И ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ.
    ОБИЛИЕ ПОДРОБНОСТЕЙ ЗАТАПЛИВАЕТ ДЕЙСТВИЕ, И СЦЕНАРИЙ СТАНОВИТСЯ НЕВОЗМОЖНО ЧИТАТЬ.
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 06 авг 2009, 00:24

    Как написать ТЕЛЕРОМАН
    (советы от дяди Саши)
    
    Телероман – это американизированный вариант мыльной оперы. До США жанр добирался причудливым маршрутом из Латинской Америки через Францию и Канаду. В телеромане мы следим за жизнью семьи или нескольких семей на протяжении многих лет. Некоторые западные телероманы выходят в эфир десятилетиями. На таких проектах сменяется не одно поколение сценаристов.
    
    Если сериал выходит в прайм-тайм (с 18-00 до полуночи), то в неделю показывают 4 серии (вечер пятницы – время музыкальных и комедийных шоу, вечер выходных – время кинопремьер). Если сериал утренний или дневной – 5 серий в неделю.
    
    Итак, структура бригады выглядит так, сверху вниз:
    
    Продюсер на телеканале (человек, который отвечает за проект на канале. Он, как правило, читает поэпизодники и выборочно серии);
    
    Исполнительный продюсер (человек, который отвечает за проект в производящей компании. Он читает все серии);
    
    Главный автор (руководитель сценарной группы, хедрайтер, шеф-редактор, шоу-раннер – он отвечает за каждое слово, которое написано в сценарии);
    
    Сюжетчики (одна бригада из 4 или 5 человек, они придумывают сюжет);
    
    Диалогисты (две бригады по 4 или 5 человек, они расписывают диалоги).
    
    Нетрудно заметить, что в самом низу пищевой цепочки находятся диалогисты. Они – самые бесправные люди в бригаде. Их задача – максимально точно расписать диалоги в истории, придуманной сюжетчиками. К тому же сюжетчиков вдвое меньше, чем диалогистов и у них больше зарплата. На этом основании сюжетчики считают себя «белой костью», «элитой» и не считают диалогистов за людей. Диалогисты же считают сюжетчиков халтурщиками, которые не умеют писать диалоги. И те и другие в чем-то правы.
    
    Работа над сериями идет с шагом в две недели. Вот примерное расписание работы сценарной группы, которое, конечно же, может варьироваться:
    
    Понедельник: встреча главного автора с сюжетчиками. Намечаются основные сюжетные линии.
    
    Вторник: сюжетчики работают над поэпизодниками.
    
    Среда: сюжетчики сдают поэпизодники, их читает главный автор.
    
    Четверг: встреча сюжетчиков с главным автором. Главный автор дает правки в поэпизодники.
    
    Пятница: Сюжетчики вносят правки в поэпизодники.
    
    Суббота-воскресенье: Главный автор читает и правит поэпизодники.
    
    Понедельник: главный автор утверждает поэпизодники у исполнительного продюсера.
    
    Вторник: Встреча с диалогистами группы 1. Диалогисты распределяют поэпизодники, проходят по всему сюжету.
    
    Среда-четверг: диалогисты пишут диалоги.
    
    Пятница: Сдача готовых сценариев главному автору. К этому времени у сюжетчиков готова следующая порция поэпизодников.
    
    Суббота-воскресенье: главный автор правит сценарии.
    
    Понедельник: сдача готовых сценариев исполнительному продюсеру.
    
    С третьей недели в дело вступает вторая группа диалогистов и дальше группы работают параллельно. Расписание на месяц выглядит так:
    
    1 неделя: сюжетчики пишут поэпизодники.
    
    2 неделя: диалогисты группы 1 пишут сценарии, сюжетчики пишут поэпизодники для группы 2.
    
    3 неделя: диалогисты группы 1 правят сценарии, диалогисты группы 2 пишут сценарии, сюжетчики пишут поэпизодники для группы 1,
    
    4 неделя: диалогисты группы 1 пишут сценарии, диалогисты группы 2 правят сценарии, сюжетчики пишут поэпизодники для группы 2.
    
    При работе таким бригадным способом на выходе получается 4 или 5 готовых серий в неделю – то есть ровно столько, сколько этих серий должно быть в эфире. Съемки начинаются тогда, когда готово 20-30 серий.
    
    В телеромане обычно 4-5 сюжетных линий. В начале каждой серии мы видим повтор - короткие сцены, которыми заканчивались сюжетные линии в предыдущей серии, - нужно напомнить зрителям, чем закончилось дело вчера. Затем идут три акта, в каждом из которых чередуются обычно 4 сцены каждой сюжетной линии. То есть каждый акт состоит в среднем из 16 сцен. Всего в серии три акта, то есть серия состоит из 48 сцен плюс тизер из 4 сцен. Конечно, при необходимости, количество сцен можно увеличивать, или уменьшать.
    
    Считается, что в каждой серии сериала должно быть 5 крючков, которые цепляют внимание зрителя и заставляют его смотреть дальше. Однако в идеале крючком должна заканчиваться каждая сцена. И вовсе не обязательно для этого в финале каждой сцены оставлять героя стоящим с пистолетом в руках над холодным трупом или висящим на краю пропасти на кончиках пальцев. Достаточно спровоцировать конфликт между персонажами, поставить их друг напротив друга и… рекламная пауза. Эта фирменная мизансцена в телеромане называется «глаза в глаза» или, на сленге сценаристов, «ГВГ».
    
    Съемки телеромана, как правило, проходят полностью в павильоне.
    Между актами, когда один объект сменяется на другой – например, бар, где собирается молодежь, меняется на спальню родителей, в склейку вставляется заявочный план – общий вид дома родителей или вид бара. Такие планы снимаются один раз и сразу на весь сезон. Иногда заявочные планы выполняют дополнительную функцию индикатора времени. В предыдущем кадре был день, а вот мы видим закат солнца над бунгало героя – мы понимаем, что наступил вечер.
    
    В сезоне телеромана обычно 150 серий. Умножьте на 48 – по числу сцен. Не так-то просто придумать такое количество событий в жизни героев. Поэтому в телеромане исповедуется принцип – «одна серия – одно важное событие». В первом акте событие подготавливается, во втором – происходит, в третьем – персонажи реагируют на событие.
    
    Вот как это выглядит на практике:
    
    1 серия: герой уезжает в другой город. Героиня тоскует, ждет письма.
    2 серия: героиня не получает письма, тоскует. Ей говорят, что герой ей изменил. Она не верит.
    3 серия: героиня получает доказательство измены героя.
    4 серия: героиня получает письмо от героя. Он ей не изменял.
    5 серия: письмо поддельное. Новые подозрения.
    6 серия: героиня получает известие, что герой мертв.
    7 серия: герой не просто мертв, его убили.
    8 серия: его убили те же, кто подделал письмо героя.
    9 серия: и так далее…
    
    P.S. Герой на самом деле жив, он инсценировал свою гибель, чтобы вывести на чистую воду всех своих врагов.
    
    Это все, что я хотел рассказать вам о расписании сценаристов и телеромане. В следующий четверг я расскажу вам о том, как найти любого преступника в детективном сериале и зачем создатели некоторых сериалов пытаются опровергнуть Аристотеля.
    
    Задание на этот раз такое. В прошлый раз я попросил вас придумать место действия вашего будущего сериала. А теперь придумайте пять героев, которые зачем-то раз за разом, каждый день приходят в придуманное вами место действия.
    
    Не буду ограничивать вас в описании героев. Если хотите – возьмите за основу трехмерную схему: описание внешности, социальный статус, характер героев. Если считаете нужным – напишите их биографии. Только в каждом комментарии сделайте небольшое напоминание о вашем объекте – например: «место действия - клиника, мой первый персонаж – хромой врач-мизантроп, который считает, что все кругом врут…»
    
    И еще – не забывайте, что вам предстоит написать об этих героях 150 серий! Пусть это будут интересные герои.
    http://kinshik.livejournal.com/180751.html
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение ЮДЖИН » 08 окт 2009, 08:27

    Нора, а сколько, на твой взгляд, может стоить сценарий документального фильма? Продолжительность 30 мин., госзаказ.
НКО СМЕРШ ЭКСМО
 
Сообщения: 1918
Зарегистрирован:
19 окт 2007, 15:55
Откуда: Последний Рубеж

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 08 окт 2009, 13:00

    Юджин, с документалкой совсем не сталкивалась. Но если это интересный материал, то думаю, что около 1000 долларов. Но это лишь предположение. :roll:
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Monk » 03 ноя 2009, 23:46

    Тем, кто интересуется подобными темами, рекомендую прочесть книгу А.Митты "Кино между адом и раем". Там исчерпывающая информация о том, как написать хороший сценарий. Великолепная книга не только для сценаристов, но и для писателей вообще.
Характер нордический, скверный, упёртый. Правдоруб, отчего и страдает. В связях, порочащих его, не замечен...
 
Сообщения: 2690
Зарегистрирован:
25 сен 2009, 23:15
Откуда: С-Петербург

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Нора » 20 ноя 2009, 01:21

    А еще есть хорошая книга "История на миллион долларов" Макки. :wink:
Настоящая женщина из ничего может создать три вещи: шляпку, салат и ссору, а женщина-писатель - бестселлер.
 
romance

Сообщения: 665
Зарегистрирован:
16 авг 2004, 02:57
Откуда: Оттуда

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Руслан » 22 ноя 2009, 00:00

    Кинематограф не ограничивается тем, о чём пишет Митта в своей книге. Исчерпывающей назвать её никак нельзя.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 4149
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Ladylike » 24 ноя 2009, 17:14

    Хотя я сценарист начинающий, все же позволю себе высказаться. Прочитал все вышеизложенное вельми внимательно. Пересказ Аристотеля для американцев дело хорошее, но осталась за бортом так сказать "национальная специфика". Многие знакомы с примечательным фактом - хитовые американские и тем паче европейские сериалы не делают в отечестве рейтинга. Более того - чем тщательнее "калька" зарубежного аналога - тем меньше успех. Это не только итог политики российских компаний захламляющих "зомбоящик" именно своей продукцией. Вопрос несколько сложнее.
    Действие, препятствия и их преодоление это хорошо и достаточно - для доктора Хауса или Дживиса - Вустера.
    Для отечественного же зрителя важны еще три фактора: типичность героя - то есть возможность идентификации себя и персонажа, близость проблемы и специфическая эмоциональная насыщенность.
    Это мое частное ИМХО, но западная телеаудитория более четко сегментирована, чем отечественная, и все рекомендации по сценарному мастерству адресованы тем, кто работает со сценариями на более продвинутой аудиторию: зрителей "Баек из склепа", "Твин Пикс", пресловутого "Доктора Хауса", а менее взыскательные люди смотрят латинское мыло и всякие шоу-ниже-пояса. Поэтому их сценарист работает на сюжет, интригу, интересность, он организует времяприпровождение зрителя - а не пишет "слезодавку".
    У нас же более унифицированный телезритель - как на футбольном матче.
    И олигарх, и преподаватель вуза, и отставной военный пенс, и Вася Пупок без определенных занятий раскрывши рот смотрят "Штрафбат","Солдат" и прочих "Ментов", поскольку все они в разной мере, но в теме "казенного дома", им легко себя отождествить с героями. А гламурка, офисная карьеристка, клушка - домохозяйка и учительница начальных классов дружно утираю слезы, когда у Кати Пукшкаревой отпали брикеты, зато появился муж: вознагражденные усилия - истиная "справедливость по-женски".
    Потому главная задача отечественного сценариста - добиться не интереса аудитории - а сопереживания, выжать эмоциональный максимум, дать людям возможность догнаться недостающими в реале эмоциями. Тут сюжетная конва второй вопрос - можно слезу выжать даже на одних диалогах да крупных планах, если тема близка всей зрительской массе. Оговорюсь, что таких тем мало: "справедливость восторжествовала", "богатые - все негодяи", «любовь сильнее смерти» и "война-тюрьма". Расписать по-новому, то есть задрать эмоциональный драйв еще выше, чем он уже поднят, тем же «Штрафбатом» или «Кармелитой» крайне сложно. Но именно в этом секрет неизменного успеха отечественных сериалов про ментов, роддом и бывшую жену, которая нашла свое счастье.
 
Сообщения: 791
Зарегистрирован:
23 окт 2005, 23:26

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Руслан » 24 ноя 2009, 18:29

    "Моя прекрасная няня" калька западного сериала. И ничего так, успех.
    
    А "Менты" просто хороший сериал был, с хорошей драматургией и актёрами.
    
    Думаю, любители сериалов одинаковы во всех странах.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 4149
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Руслан » 24 ноя 2009, 18:30

    
И олигарх, и преподаватель вуза, и отставной военный пенс, и Вася Пупок без определенных занятий раскрывши рот смотрят "Штрафбат","Солдат" и прочих "Ментов",

    
    Я думаю, вы утрируете.
"Только Лавкрафта с Кингом нужно будет сильно разбавить, чтобы приблизиться к стандартам форматного фантастического боевика."(с.) Диаген.
 
Сообщения: 4149
Зарегистрирован:
24 апр 2006, 15:57
Откуда: Москва

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Ladylike » 24 ноя 2009, 18:39

    Руслан - посмотрите буржуйскую "Няню" при случае - калька очень и очень относительная, только сама концепция, - как и в "Не родись красивой". Весь колорит в обоих случаях сугубо национальный, и характери героев сильно перефугачены. И зритель и читатель разный - здесь и там - потому что степень стратификации общества разная. Наши "богатые и образованные" - это вчерашние если не "бедные", то во всяком случае "обычные", которые только пытаются превратиться в закрытое сообщество - но своих особых культурных ценностей еще не сформировали, на это надо лет 50 как минимум.
 
Сообщения: 791
Зарегистрирован:
23 окт 2005, 23:26

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Яна Дерби » 04 сен 2010, 19:27

    
Ladylike писал(а):Для отечественного же зрителя важны еще три фактора: типичность героя - то есть возможность идентификации себя и персонажа, близость проблемы и специфическая эмоциональная насыщенность.

    
    Пожалуй,я с этим соглашусь.Хотя "Кармелита"не у всех"выжала слезу",потому что "цыганщину" опять же не все любят.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован:
04 сен 2010, 18:05

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Кристина Волкова » 29 янв 2013, 18:12

    Добрый день всем, кто принимает участие в данной теме.
    Я пишу давно и, наверное, состоялась как журналист. Кроме того, с литературным произведением, написанным в соавторстве, я попадала в лонг-лист международного конкурса. Конечно, полным успехом сие назвать нельзя. Мне советовали попробовать себя в написании сценариев и я очень хочу принять участие в конкурсе на сценарий к фильму. Советы в этой теме даны, считаю, великолепные. Но не посоветовал бы кто-нибудь, где можно достать образец отлично написанного сценария, чтобы иметь перед глазами наглядный пример.
    Огромная благодарность всем тем, кто ответит.
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован:
29 янв 2013, 12:49

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Monk » 29 янв 2013, 22:52

    
Кристина Волкова писал(а):Но не посоветовал бы кто-нибудь, где можно достать образец отлично написанного сценария, чтобы иметь перед глазами наглядный пример.

    А что такое по-вашему отлично написанный сценарий? Типа "Тот самый Мюнхгаузен"? Сценарий великолепен, но таких единицы на всю страну. У меня есть кое-какие сценарии, как свои, так и чужие, по некоторым сняты серии - но называть их отлично написанными не берусь. Обычный детективный сериал. Интересно?
Характер нордический, скверный, упёртый. Правдоруб, отчего и страдает. В связях, порочащих его, не замечен...
 
Сообщения: 2690
Зарегистрирован:
25 сен 2009, 23:15
Откуда: С-Петербург

Re: Начинающему сценаристу

Сообщение Кристина Волкова » 30 янв 2013, 12:59

    Конечно, очень интересно!!!
    На вопрос об "отлично" Вы сами очень здорово ответили. Спасибо. Те, которых единицы, наверное тоже интересуют.
    Так, как я собираюсь принять участие в конкурсе и уже продуман сюжет и даже что-то представляется по кадрам, то очень бы хотелось на примере прочтения сценария, написанного кем-то, прочувствовать "ритмику" и вжиться интуитивно именно в мышление сценариста.
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован:
29 янв 2013, 12:49


Вернуться в Текстовики (нон-фикшен)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1