Бестселлеры

Публикация рассказов в жанре фантастики

Обсуждаем любые вопросы по отправке рукописей в издательство.

Публикация рассказов в жанре фантастики

Сообщение Пелиас » 11 авг 2015, 21:20

    чуть переработанная версия моей старой статьи.
    
    Данное эссе посвящено особенностям публикации произведений, написанных в жанрах фантастики, фентези, мистики, хоррора, нереальной прозы. Данное эссе не имеет ничего общего с самоучителями писательского мастерства.
    В жизни каждого автора, работающего в жанре фантастики (в широком понимании этого термина), наступает момент, когда он, отбросив сомнения, решает представить своё творение на суд общественности. Большинство авторов убеждены, что публикация произведения прямиком зависит от увлекательности и качества текста. Однако, так ли это состоит в действительности? Какие подводные камни можно повстречать на этом пути? Что может помешать Вам увидеть лелеемое детище в книге или журнале? Об это мы и поговорим в нашем эссе.
    Зачастую встречается следующая ситуация: автор написал гениальный, с его точки зрения, рассказ – и призадумался, где же его опубликовать. Конечно, в первую очередь нас манят «Эльбрусы» современного книжного рынка – издательства, имеющие поистине колоссальную аудиторию – «Эксмо», «Армада», «АСТ». Однако, примут ли они наши произведения? Нередко складывается и другая ситуация: изучив список имеющихся журналов, автор рассылает написанную им нетленку… и получает отказы. Отказы – ещё в лучшем случае! Гораздо чаще из издательств ответы не приходят и вовсе…
    Так стоит ли опускать руки? Или добиваться личной встречи с редактором? Или забрасывать редакцию гневными письмами? Что делать, чтобы не растеряться в мире Литературы, какой вектор движения выбрать – об этом и пойдёт речь ниже.
    Возможно, данное эссе не пригодится талантливым авторам, у которых крупнейшие издательства жадно и охотно выхватят рукопись бестселлера. Тем, кому посчастливилось с первого же письма «попасть в тираж». Но для всех остальных оно, безусловно, будет полезно.
    Всё, что изложено ниже, представляет субъективную точку зрения одного автора. Оно составлено на основании предпринятых попыток публикации в течение 2011-2012 гг. Без всяких экивоков я расскажу Вам о существующем положении дел. Следует также подчеркнуть, что данное эссе представляет собой непосредственное руководство к действию: с перечнем журналов и издательств. Оно предназначено для тех, кто собирается публиковаться здесь и сейчас.
    Автор прочитал немало «Советов начинающим…», общался с публикующимися авторами и редакторами издательств. Возможно, некоторые советы покажутся голословными, но основаны они на личном опыте. Кое-чего автору удалось добиться, но многого – нет. Успехи его определяются везением, а неудачи – небрежным отношением.
    Автор надеется, что данное эссе поможет Вам избежать тернистого пути ошибок.
    
    
    Часть 1. Подготовка к публикации.
    
    Следует повториться – данное эссе написано для тех, кто чувствует в себе силы и желание публиковаться. Кто готов работать над читабельностью и стилем, штурмовать адреса издательств, обрывать телефоны и переписывать готовую вещь тринадцать раз. Если Вы – не относитесь к числу этих трудяг от литературы, не стоит утруждать себя чтением данного пособия.
    Эссе не предназначено также для начинающих писателей – настолько начинающих, что основные усилия им следует приложить к оттачиванию писательского мастерства – прежде чем сместить акцент в сторону публикаций.
    Если же у Вас есть на руках несколько рассказов, в литературной ценности которых Вы уверены – что ж, это эссе для Вас.
    
    1.1. Для того, чтобы обращаться в издательства, будь то крупные магнаты наподобие «Эксмо», или же небольшие региональные издания, предпочтительно иметь на руках несколько рассказов. Почему? Об этом в подробностях рассказывает в своей серии статей Сергей Чекмаев.
    Начинающему автору не так-то просто попасть в «формат издательства». Что такое этот самый формат? Это предпочтения редакции. Скажем, одни издательства предпочитают серьёзную прозу, насыщенную философскими пассажами, а другие – лёгкие юмористические рассказы, невзирая на то, что оба работают в жанре фантастики. Определить «формат» издательства или журнала по Интернет-сайту (если он имеется) нередко сложно или даже невозможно. Намного проще приобрести несколько выпусков журнала – и посмотреть, что же они там печатают.
    В силу вышеизложенного, имеет смысл отсылать несколько произведений – от трёх до пяти, написанных в различных поджанрах. Мистическую повесть о любви; кровавый постапокалипсис; ироническую историю о зомби-поваре и научно-фантастический экшен о покорении Плутона. Не исключено, что что-либо одно и придётся ко столу. И даже если Вам откажут – о Вас сложится мнение как о разностороннем авторе.
    Желательно, чтобы оправленные произведения имели различный размер – от нескольких (1-2-х) страниц до 40-50 000 знаков с пробелами. Знаки в произведении легко подсчитать в Microsoft Word (Сервис – Статистика). С чем это связано? Если речь идёт о гонорарном издании, от объёма произведения прямиком зависит и Ваше вознаграждение. За рассказ размером в две страницы Вы не получите больших денег; другое дело – повесть в десять листов.
    С другой стороны, произведения небольшого объёма имеют следующее преимущество. При вёрстке может оказаться, что в журнале есть несколько свободных страниц – и редактор с удовольствием включит туда ваше произведение. И пусть даже они не принесут Вам значимых дивидендов, но – если эта публикация состоится в крупном издательстве или солидном журнале (например, «Полдень ХХI век»), поверьте, вы о ней не пожалеете. Почему – речь пойдёт ниже.
    Иными словами, перед тем как пробовать свои силы в публикации, необходимо иметь на руках не один или два рассказа, но хотя бы пять, а лучше – десять или пятнадцать. И предпочтительно – разного объёма и написанные в различных жанрах.
    
    1.2. Допустим, требуемый «пул» произведений у Вас есть. Вот и страшные истории об одухотворённых мухоморах, и повесть о Волшебном Танке, и романтическая мелодрама об Утерянной Гусенице. Так что же – пора открывать электронную почту?
    Нет. Погодите.
    Всё дело в том, что большинство произведений Вы сможете показать редактору один лишь раз. Письма со слёзными мольбами рассмотреть произведение ещё раз, «поелику я вот тут две запятых исправил и болотную мымру переименовал», в большинстве случаев не рассматриваются.
    Поэтому, прежде чем отсылать Ваш рассказ издателю, даже если вы убеждены в его головокружительном успехе, всё-таки торопиться не стоит. Вы же не хотите, чтобы всемирное признание уплыло у Вас прямо из-под носа? А значит, следует повременить.
    Так как же следует поступить автору шедевра, если рассказы написаны, а желание публиковаться не улетучилось?
    Первое, что я настоятельно рекомендовал бы ему сделать – это прочитать следующие произведения: Нора Галь, «Слово живое и мёртвое»; Ален Гатри «Все вместе на прополку плеоназмов»; Юрий Никитин «Как стать писателем», Чак Паланик «Тринадцать советов начинающим писателям», Ольга Громыко «Нудные азы писательства». Почему я рекомендую именно эти эссе? По очень простой причине – все они небольшого объёма (за исключением статьи Норы Галь – но прочтите её хотя бы на треть!), и Вы с лёгкостью проштудируете их от начала и до конца; но – в то же время – они написаны простым, понятным языком и содержат множество полезной информации.
    Если после них Вам захочется переписать все Ваши творения – я желаю Вам удачи; если же вы уже читали их и я лишь попусту трачу Ваше время – прошу меня извинить и перейти к следующему пункту.
    Если автор никогда не регистрировался на писательских форумах, я настоятельно рекомендую ему это сделать.
    
    1.3. На писательских форумах можно отточить своё мастерство – и узнать мнения людей, у которых нет причин Вам льстить. Безусловно, мнение бабушки (или внучки!) чрезвычайно важно начинающему литератору, однако небесполезно узнать реакцию на Ваше произведение людей, которые и в глаза-то Вас никогда не видели.
    Впрочем, с публикацией текстов в Интернете возникает немалая дилемма.
    Публиковать или не публиковать?
    Существуют журналы, которые отказываются принимать тексты, ранее опубликованные в Интернете – в любом виде. Существуют и журналы, которым совершенно безразлично, висит ли ваше гениальное творение на форуме «Счастливых мам», или нет. И даже если Вы заблаговременно удалите тексты с форума перед тем, как отправите в редакцию – существуют программы, позволяющие обнаружить, что некогда Ваши тексты были опубликованы в Сети.
    Если издательства обнаружат недобросовестность с Вашей стороны – это может стать серьёзным камнем преткновения.
    Будьте честны с Вашим издателем!
    В противном случае, вы рискуете потерять не только его. Если злоупотребление доверием редакторов с Вашей стороны повторится – о Вас может пойти дурная слава, которая фактически перекроет Вам возможность для публикации.
    Поэтому тексты сразу следует разделить на две группы. Та, которые Вы будете выкладывать в открытом доступе – на форумах, на «Прозе.ру», «Самиздате», социальных сетях для писателей и тому подобных ресурсах – и те тексты, которые Вы не будете выкладывать в Интернете ни в каком случае. Тексты из последней группы допускается пересылать по электронной почте, либо через «личные сообщения» форумов. Но ни в коем разе не выкладывать на всеобщее обозрение!
    Я не буду обсуждать тонкостей общения на литературных форумах и писательского ремесла. Как мы помним – мы здесь собрались исключительно с целью публикации наших нетленок. А потому планомерно движемся дальше.
    Какую полезную информацию можно извлечь, размещая текст на писательском форуме?
    
    1) Увидеть текст другими глазами. Текст, выложенный на электронном ресурсе, зачастую выглядит не так, как в Microsoft Word. Изменяется высота абзацев, длина размещённой на экране строки. Многие опечатки, несуразицы, нелепицы – сразу бросаются в глаза. Такого же эффекта можно достичь, просто изменив размер кегля в своём текстовом редакторе – например, с 14 на 12.
    2) Получить отзывы от людей, ранее незнакомых ни с Вами, ни с Вашим текстом. Зачастую это очень полезно – а иногда и совершенно бесполезно. Человек, обожающий детские сказки, вряд ли сможет объективно комментировать рассказ в жанре сплаттерпанк, и об этом всегда следует помнить.
    3) Читая и критикуя произведения других авторов на данном ресурсе, Вы можете завести друзей, которым впоследствии можно будет спихнуть Ваш текст на вычитку. Правда, существует и негативная сторона – они тоже могут спихнуть свой текст Вам.
    4) Вы можете познакомиться с публикующимися писателями (в вашем или не вашем жанре), и в личной переписке узнать у них немало полезного – о нюансах и подводных камнях публикации. Часто именно опубликованные авторы обладают самой свежей информацией о том, каким образом изменяется книжный рынок. Нередко они могут поделиться действительно ценной информацией, которая может позволить Вам сделать решающий шаг. Однако, не навязывайтесь им слишком сильно – в конечном итоге, помните, что Вы – конкуренты!
    5) на писательских формах зачастую можно получить множество полезной информации – о текущих конкурсах, работе издательств и авторскому праву – в соответствующих разделах.
    6) И, наконец, самое полезное, что Вы можете получить – критику. Не следует забывать, что не все критики одинаково полезны; автор должен прислушиваться к их мнению, но и сам иметь голову на плечах. Нередки случаи, когда дотошное выполнение ВСЕХ пожеланий критика может привести к «выхолащиванию» текста, его «стерилизации». Гладкий и легко читаемый, он теряет «изюминку». Но и начисто отвергать мнения критиков также не стоит – нередко в них содержится зерно истины.
    В 9 случаях из 10 можно руководствоваться правилом, предложенным Ольгой Громыко: если один критик указывает тебе на ошибку, с которой ты не согласен – пошли лесом его; если на эту ошибку тебе указывают два критика – сходи в лес сам.
    
    Какие форумы подходят для апробации своих произведений?
    Как ни странно, обнаружить их, воспользовавшись Интернет-поисковиком, не всегда просто. Я бы порекомендовал следующие: «Форум издательства Эксмо» (форум наиболее жёсткой критики из всех представленных); «Форум Fantasy-book»; «Фантасты.ру» (российский клуб авторов фантастики), ресурс «Мастерская писателей».
    Для того, чтобы узнать читательское мнение о произведении, допустимо их размещать на таких ресурсах как «Проза.ру», «Самиздат», в социальных сетях для писателей (например, «Мы пишем», литературный портал «Написано пером»), форум «Ladie's club», ресурсе «Фикбук (Книга Фанфиков)».
    
    Если Вы хотите ДЕЙСТВИТЕЛЬНО опубликовать произведение, просите о настолько жёсткой критике, насколько это возможно. Пусть ваши рецензенты не жалеют нежного желтобрюхого автора, но напротив – безжалостно вскрывают все недостатки сюжета или стиля. Не спешите в праведном гневе писать критикам суровую отповедь – лучше, под скрежет зубовный, отложите сие неблагодарное дело на денёк-другой. Даже если замечания критика кажутся Вам полной нелепицей – попробуйте исправить текст согласно его пожеланиям, а завтра, на свежую голову, сравнить два варианта текста. Не исключено, что вас посетит волшебное вдохновение, и Вы сможете представить на суд новый, третий вариант текста, объединяющий сильные стороны первых неудачных вариантов – как правленого, так и первоначального.
    В том, что касается текстов из второй группы (не предназначенных для публикации в Интернете) – то попросите своих знакомых из писательских форумов жёстко раскритиковать их по электронной почте или личным сообщениям.
    
    Итак, критика услышана, тексты переработаны, улучшены, исправлены?
    Пора в печать?
    Нет, не спешите.
    Вас ждёт бета-ридинг.
    
    1.4. Бета-ридинг – это не совсем критика. Это поиск в тексте мелких помарок, который осуществляется на завершающей стадии. Обнаружение и исправление опечаток, добавление пропущенных пробелов, и окончательная шлифовка стиля. Текст должен быть отправлен редактору идеально вычитанным – опечатки, «слипшиеся» слова, «оборвавшиеся» фразы и другие недочёты могут заранее настроить редактора против Вашей работы.
    Сделать бета-ридинг своего собственного текста – задача почти непосильная. Автор устаёт, глаз «замыливается». Опечатки нахально ускользают даже при троекратном изучении. Один из вариантов поиска ошибок – отложить текст на недельку-другую. После чего Вы сможете увидеть текст «новыми глазами».
    Ещё один вариант – отдать текст профессиональному бета-ридеру. Им может быть как Ваш случайный знакомый с форума «Гарри Поттера», порядочно понаторевший в вычитке чужих текстов, так и подлинный бета-ридер, выполняющий работу корректора.
    Практикуется также «взаимный бета-ридинг» – когда два автора договариваются вычитать произведения друг друга.
    Под подобной вычиткой в первую очередь подразумевается поиск опечаток, ошибок в фактах (к примеру, фраз наподобие «Великая отечественная война закончилась в 1234 году…» или «Плутон – это звезда»). По договорённости, бета-ридер может так же указывать на слова-паразиты, слабые, провисающие места, или неудачно построенные предложения.
    Существует также такое понятие, как гамма-ридинг.
    Бета-ридер (beta, beta-reader) – редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию.
    Гамма-ридер (gamma, gamma-reader) – отвечает за смысловое содержание рассказа. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область произведения, например, исторические справки.
    Впрочем, следует отметить, что в большинстве случаев бета-ридер совмещает обе эти функции. Немаловажно также и следующее – если Вы отдали текст гамма-ридеру, и Вам пришлось внести в него правки – переделать отдельные фрагменты – не забудьте снова отдать текст бета-ридеру для поиска опечаток. Поверьте, они множатся в геометрической прогрессии.
    Что ж, текст мы написали, отредактировали и вычитали.
    Вот теперь – наконец-то! – пришла пора работы с издателем.
    
    Кому-то предыдущие стадии покажутся нудными или ненужными. Кто-то вполне способен отредактировать свой текст сам. Не стану спорить – это возможно. И всё же, на основании личного опыта – хочу сказать: увы, вычитать ошибки полностью - очень сложно. И потом бывает неимоверно стыдно перед редактором, когда понимаешь, что в первом же абзаце у тебя три опечатки. И невольно задаёшься вопросом – а не отказали ли тебе потому, что у тебя в синопсисе речь идёт о «лопохуости» вместо лопоухости? (…и поверьте, это вовсе не вымышленная история…)
    Поверьте, чтобы в дальнейшем не терзаться подлобными сомнениями, вычитывайте текст сразу! Бета-ридеров можно находить на тематических сайтах, просить об одолжении знакомых – а порой они с лёгкостью находятся и сами – в надежде, что автор укажет их имя с благодарностью на титульном листе.
    А автору разве жалко?
    
    1.5. И последнее, что следует сделать автору – это отформатировать свой текст. Некоторые издательства принимают тексты только в определённом формате; в этом случае СТРОГО придерживайтесь требований издательства – если, конечно, вы не хотите, чтобы Ваше письмо оказалось в мусорной корзине.
    
    Написано – 12 кеглем, а вы хотите выделить заглавие виньеточками, а текст дать 18-тым кеглем? Мусорная корзина уже поджидает Вас. Вы выслали текст в Блокноте вместо Word? Честное слово, мне даже Вас жаль.
    Традиционно, издательства не предъявляют особых требований к оформлению текстов. Документ Microsoft Word, с полями: Верхнее – 2 см, Нижнее – 2 см, Левое – 3 см, Правое – 1,5 см («Файл» – «Параметры страницы»), с ориентацией «Книжная» (там же), с полуторным отступом, выставляемым на линейке сверху вручную, одинарным междустрочным интервалом («Формат» – «Абзац») и выравниванием «по ширине» (там же) – подойдёт большинству издательств.
    Но, повторюсь – в случае ОСОБЫХ пожеланий издательства, следуйте им неукоснительно! Желают полуторный интервал шрифтом Arial Cyr 18-тым кеглем – пожалте, желают отступы – на здоровье.
    Не сохраняйте текст с расширением docx.
    На некоторых компьютерах он может не прочитаться. В Microsoft Word есть функция сохранения текста в формате MS Office 97-2003 – это файлы с расширение doc. Вот ей и пользуйтесь.
    Ни в коем разе не снабжайте текст рисунками, иллюстрациями, виньетками, рамочками, граффити, таблицами, схемами. Текст должен быть написан ОДНИМ кеглем и шрифтом (допускается наличие другого кегля – размера букв – в заглавии и эпиграфе, но шрифт везде должен быть одинаков). Некоторые шрифты в издательстве могут просто не прочитаться – и издателю придут квадратики. Поэтому пользуйтесь традиционными шрифтами – Times New Roman, Arial. Самые читабельные, приятные для глаза шрифты – Verdana, Times New Roman. Последний фактически универсален.
    Допустимо выделение фрагментов текста курсивом или полужирным. Однако, не выделяйте курсивом слишком большой фрагмент текста – он будет плохо восприниматься.
    
    
    ВАЖНО.
    
    Каждый рассказ должен идти ОТДЕЛЬНЫМ файлом Microsoft Word.
    Перед заглавием (названием произведения), обязательно напишите своё ФИО и контактную информацию: домашний и рабочий телефон, адрес, рабочий и-мейл.
    Подобная «шапка» должна предварять название КАЖДОГО рассказа.
    
    Что ж, а теперь приступим к тому, чего мы так долго ждали.
    
    Часть 2. Электронное письмо издателю.
    
    2.1. Куда же направить своё творение начинающему гению?
    Рассказы, в отличие от романов, с которыми всё более или менее просто, имеют специфику публикации. На ней мы сейчас и остановимся.
    Потенциально рассказы могут быть приняты:
    I. В книги:
    1) крупные сборники фантастики ведущих издательств. Например, «Городская фантастика-2011», «Фентези-2010» и иже с ними. Подобные сборники выпускают издательства АСТ и Эксмо.
    2) тематические сборники издательств – их выпускает издательство «Снежный ком М», «Яуза», «Эксмо» и другие. Тематика сборника определяется заранее, информацию можно найти в Сети.
    3) сборники, выпускаемые по итогам конкурсов (например, сборник «Наше дело правое», конкурс проводился на базе официального сайта Веры Камши).
    В данном случае речь идёт о публикации 1-3 рассказов на сборник. Сборники, состоящие из рассказов одного автора, насколько мне известно, в настоящее время ни одним их издательств не выпускаются. Исключение может быть сделано для так называемых «топовых» авторов издательств – Сергея Лукьяненко, Ольги Громыко, Михаила Бабкина, но отнюдь не для начинающего автора. Впрочем, как показывает практика, есть шанс издать сборник рассказов, по полюбившемуся читателям миру, после успешной публикации трёх-четырёх романов на данную тематику (Ольга Громыко – «Белорские хроники», «Ведьмины байки»).
    Тираж подобных сборников (всех трёх видов) довольно велик, гонорары могут быть существенными, и существует – как утверждает Сергей Чекмаев – даже вероятность получить литературную премию за проделанную работу.
    Кому-то, возможно, кажется, что посылать рассказы в подобные издательства – бесперспективно – однако, хочу уверить Вас, это не так. У автора данной статьи «Эксмо» взяло в резерв три рассказа, хотя до этого его биография вовсе не блистала наградами и публикациями.
    II. В фантастические журналы. Журналы, которые специализируются непосредственно на выпуске фантастики. Их можно разделить на гонорарные, безгонорарные, сетевые и платные.
    Гонорарные журналы пользуются большим уважением и обладают определённым «весом» в писательской среде. Если к Вашему «портфолио» будут приложены упоминания о публикации в подобных изданиях, внимание издателей к Вашим трудам заметно возрастёт. К гонорарным журналам относятся, например, журналы «Флорида», «Мир фантастики» и «Млечный путь».
    Гонорарным также является сетевой журнал «DARKER».
    Существует также целый ряд безгонорарных журналов, в которых можно попытать счастья – их полный список можно найти на сайте Дэна Шорина. Не стоит отправлять ВСЕ свои произведения в безгонорарные журналы – наличие исключительно безгонорарных публикаций может послужить Вам антирекламой в дальнейшем; но иметь в списке публикаций некоторых процент подобных изданий – не вредно, а напротив, очень полезно.
    Прилагая список публикаций (а организаторы проведения некоторых конкурсов или отдельные издательства его требуют) – Вы должны продемонстрировать некий перечень. Разумеется, публикация в «Эксмо» или «Полдне» куда весомее публикации, к примеру, в «Технике и молодёжи», но! Если Ваш список публикаций будет состоять из пяти-шести пунктов, куда войдут как гонорарные, так и безгонорарные издания, в последующем редакторы отнесутся к Вашим письмам более серьёзно.
    
    III. Нефантастические журналы. Это глянцевые журналы, журналы о природе, технике, компьютерные и рекламные издания. Их достаточно много. Если внимательно изучить, какую именно периодику они публикуют, часто можно обнаружить лазейки, которые позволят Вам опубликовать романтическую фантастику под видом “нереальной прозы” в дамском журнале или рассказ о сумасшедшем роботе в “Радостях виртуального маньяка”. В некоторые журналы можно “пробиться” и новичку; для публикации в других, необходимо УЖЕ иметь за плечами некоторый список публикаций. О том, как его получить, мы упомянём чуть ниже.
    
    IV. Региональные журналы.
    Журналы Псковской области охотнее возьмут текст соплеменника, нежели уроженца Магадана. Это Ваше естественное преимущество, и никто не воспретит Вам им пользоваться. Разнообразные журналы и газеты, выпускаемые по месту жительства, местные небольшие издательства, могут как помочь Вам увеличить свой список публикаций, так и получить – что немаловажно! – гонорар.
    
    V. Электронные издательства.
    Издательство «Аэлита» охотно берёт в публикации сборники рассказов. Скачивание Ваших книг – платное; там образом, существует некоторая вероятность (довольно сомнительная в виду антиобщественной деятельности пиратов) – обогатиться. Насколько целесообразна публикация в Сети в коммерческом плане – на данный момент судить сложно.
    Электронные журналы.
    Традиционно, скачивание электронных журналов и разнообразных альманахов – бесплатно. Этот вариант не позволит Вам заработать, а лишь увидеть Ваше произведение в красивом оформлении и добавить ещё один пункт к списку публикаций (хотя, безусловно, подобная публикация не будет обладать серьезным «весом»). К электронным журналам относятся «Darker», «Фантаскоп» и другие. Издательство «Снежный ком» частично перешло на электронную публикацию текстов. Некоторые социальные сети для писателей предлагают Вам самому создавать свою электронную книгу.
    
    VI. Издание за Ваши деньги.
    Существует ряд издательств, предлагающих публикацию текстов на Ваши средства. Существуют также журналы, публикация в которых платная.
    
    Не стоит посылать произведение в одну редакцию, полгода ждать отказа, а затем отсылать в следующую. Отсылайте по 3-5 рассказов во все издательства, что подойдут Вам по формату. Пусть их будет даже 20, и это займёт у Вас целый рабочий день. Или два.
    
    2.2. Предположим, что мы определились с кругом изданий, где хотели бы лицезреть своё творение. Каков должен быть наш следующий шаг?
    
    1) В первую очередь – отредактировать тексты сообразно требованиям издательств. Даже если Вам придётся создать пять копий текста с различными вариантами форматирования – для каждого печатного издания отдельно. Согласитесь, глупо ведь потерять публикацию и приятный гонорар из-за того, что Ваше произведение написано шрифтом Garamond вместо Arial?
    2) указать в теме письма – «рассказы, сотрудничество». Или, в некоторых случаях, издательства требуют указать в теме письма нечто определённое – «фантастика на редакцию», например. Если Вы проигнорируете их требования, Ваше письмо почти наверняка почтит своим присутствием красивый ярлычок «Мусорная корзина».
    3) Не забывайте о вежливости! Начинайте письмо «Уважаемая редакция! Позвольте представить на рассмотрение произведения в жанре… в прикреплённых файлах». Ещё лучше, если Вам точно известно ФИО редактора, который будет просматривать самотёк. Тогда следует указать его. «Уважаемый Степан Степаныч!» – в этом случае существует максимальная вероятность, что Ваше письмо достигнет адресата.
    4) Укажите жанр высланных им произведений. Обратите внимание на то, чтобы жанр соответствовал формату и требованиям издательства. Бессмысленно слать фантастические рассказы в женскую прозу, но замаскировав их под романтическую мистику или нереальную прозу, вы имеете некоторые шансы на успех. Если издательство ориентируется на авантюрную прозу, добавьте прилагательные «авантюрное, приключенческое» в описание Ваших творений. Но не следует описывать их излишне подробно. Опишите жанр в трёх-четырёх словах.
    5) Ни в коем случае не вставляйте произведения в тело самого письма! Уточните, что оно в прикреплённых файлах. Если издательства не требуют архивации тестов, не архивируйте – архивы могут раскрываться неверно. Самораспаковывающиеся же архивы и вовсе удаляются как вирусы.
    6) После приветствия, жанра, краткого описания произведений, уточните в какую серию вы их подаёте – если речь идёт о крупном издательстве. В противном случае, опять-таки, оно имеет жанр затеряться.
    7) Далее, ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите в самом письме свои контактные данные. ФИО, телефон, адрес, индекс, и-мейл.
    8 ) Обязательно приведите список имеющихся у Вас публикаций.
    9) Краткое жизнеописание, свои вкусы, надежды и чаяния – указывать НЕ НАДО. Письмо должно быть коротким, предельно понятным, вежливым и информативным.
    10) В конце письма напишите: «С уважением, автор» и припишите: «Если не сложно, уведомите о получении письма». Впрочем, обольщаться не стоит – уведомят далеко не все.
    
    Так, что же дальше?…
    А дальше – ждать.
    
    
    Часть 3. Переписка с издателем
    
    3.1. Из части издательств отказы придут сразу. «Не подошёл формат», «приём рукописей временно приостановлен», «у нас тут мор, глад и камни с неба». Ничего страшного – это совершенно естественно. Часть издательств, как самая высокоморальная, уведомит Вас, что письмо дошло, ещё часть – очевидно, святые или просто очень бедные – сообщат Вам, что рукопись поставлена на рассмотрение. Но из большинства мест Вам не ответят вообще.
    Бессмысленно заваливать их просьбами о реакции – в лучшем случае, Вас добавят в чёрный список. Почему ответ не приходит? Причин может быть много.
    1) В издательстве слишком большая текучка текстов. Оно физически не в состоянии отвечать каждому.
    2) Издательство давно приказало «долго жить», а электронный адрес, оказавшийся у Вас – совершенно бесполезен.
    3) Издательство благополучно благоденствует, но электронный адрес – неверен. К примеру, вы неточно его скопировали или получили от знакомого/нашли на форуме десятилетней давности.
    В случае с романом, имеет смысл позвонить и уточнить, дошла ли рукопись. В случае же с рассказами… возможно, это стоит сделать, если данное творение Вам беспримерно дорого, либо на конкретное издательство Вы возлагаете большие надежды. В противном случае это видится мне бессмысленным.
    На крупных писательских форумах, наподобие форума издательства «Эксмо», в соответствующих темах, можно зачастую получить ответ от осведомлённых авторов на вопросы о том, почему молчит издательство, верен ли электронный адрес. Этой возможностью не стоит пренебрегать.
    Многие издательства имеют свои группы на сайте Вконтакте – и довольно охотно отвечают на вопросы. О судьбе рукописи там спрашивать бессмысленно, но вот уточнить формат, поинтересоваться, заинтересует ли их рукопись в таком-то жанре, принимают ли они рассказы, планируют ли конкурсы – вполне реально.
    
    3.2. В большинстве случаев следует ожидать, пока истечёт срок рассмотрения вашей рукописи. Срок рассмотрения традиционно указывают на сайте издательств. Если он не указан, его можно уточнить в электронном письме или задать вопрос в официальной группе издательства Вконтакте. Если же уточнить срок рассмотрения никоим образом не удаётся – ожидайте месяц-два, этого вполне достаточно.
    По истечению срока рассмотрения поинтересуйтесь о судьбе рукописи. «Армада», «Эксмо» – отвечают быстро и охотно. В отдельных случаях ответа можно и не дождаться. Тогда имеет смысл либо, пожав плечами, забыть об этом инциденте, либо попытаться узнать о судьбе произведения по телефону. Это видится мне целесообразным в случае, если издательство расположено в Вашем регионе и в него легко дозвониться – а то и подъехать – или в том случае, если издательство достаточно солидное, крупное, и у Вас с ним связанные некоторые чаяния. В крупных издательствах срок рассмотрения может длиться годами – и телефонный звонок вполне может этот процесс ускорить.
    Исходя из моего опыта – издательства разговаривают с авторами по телефону достаточно вежливо. Вас переключат на редактора, занимающегося Вашей рукописью – и, если Вам, конечно, с 15-го раза повезёт застать его на месте, может быть, Вы что-нибудь и узнаете.
    
    3.3. Далее события могут развиваться по нескольким сценариям.
    
    1) Вы получили безоговорочное согласие на публикацию Ваших текстов – закройте этот документ и спляшите джигу;
    2) Вы получили отказ – закройте этот документ и предайтесь размышлениям о бренности всего сущего, а потом всё-таки откройте его и дочитайте до конца;
    3) Вас согласились опубликовать, если Вы доработаете (сократите, отредактируете, перепишете) так или иначе Ваш текст. На джигу не тянет, но всё-таки приятное известьице.
    
    В тонкости авторских договоров я не буду вдаваться – на эту тему есть замечательное эссе Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?». К слову сказать, обязательное для прочтения тем, кто вознамерился сразиться с драконами редакций в святом походе во славу литературы.
    Поэтому остановимся на втором пункте.
    
    Часть 4. Вам отказали.
    
    Чем может быть объяснён отказ редакции?
    1) В первую очередь – плохо написанным текстом. А я предупреждал – читай выше о полезности критики и литературных форумов.
    2) обилием опечаток – см. выше.
    3) неправильно оформленным письмом или текстом произведения – см. выше.
    4) не подошло по формату – и тут уж ничего не поделаешь, но, всё-таки, это наилучшая из формулировок отказа.
    5) редакционный портфель издательства заполнен (на 2012-тый год, на ближайший месяц, на годы вперёд) – тут уж ничего не поделаешь.
    6) издательство приостановило приём текстов в связи с экономическим кризисом/закрылось – се ля ви.
    
    Как следует реагировать на отказ издательства?
    
    
    НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
    
    1) не вступать в жаркую полемику, доказывая литературную ценность текста – бессмысленно и может Вам испортить отношения с ними в дальнейшем;
    2) посылать редактора в Жаркие Топи Вонючих Болот – Вас внесут в чёрный список, а оно Вам надо?
    3) предлагать выслать «слегка подправленную копию, вот щас только один абзац перепишу»…
    
    Что можно и нужно сделать?
    
    
    1) уточнить у редактора причину отказа: низкое литературное качество/неформат – иногда отвечают.
    2) выслать другой текст, желательно тщательно выверенный и в другом жанре/стиле.
    3) не принятый рассказ показать знакомым, разбирающимся в литературе, попросить жёсткой критики, отнестись к ней с большим вниманием и попытаться исправить недочёты. После исправления, можно выслать туда, куда до сих пор руки не дошли. Например, в новое, недавно возникшее издательство или небольшую безгонорарную малотиражку. Или отложить на пару лет. А там перепишете ещё разок и опубликуете.
    
    По своему опыту хочу сказать, что крайне важно сохранять с редакторами нейтрально-вежливый тон. Не стоит уверять их в своей гениальности. К проигрышу относитесь философски. Если редактор прочитал Вашу работу, отметил её как «неплохую», но не принял в силу, скажем, «неформата/слабого сюжета/нехватки психологизма», довольно высока вероятность, что последующие Ваши работы он будет читать внимательно – и рано или поздно, что-то да возьмёт. А то и вовсе – предложит написать на заказ.
    
    Если же редактор предлагает Вам переписать более половины Вашего произведения – после чего возьмет его для публикации – соглашаться или нет, решать Вам. Но посылать его в топи всё-таки не надо.
    
    Со временем, когда список Ваших публикаций заметно вырастет и, начинаясь с форумных сборников, Интернет-журналов, электронных альманахов, безгонорарных журналов, областных газет – перерастёт в публикации в солидных сборниках и внушающей уважение периодике – перед Вами откроются новые двери.
    К Вам отнесутся с большим вниманием в глянцевых журналах – а за их гонорары стоит побороться. Вам станет легче опубликовать свои РОМАНЫ в крупных издательствах, имея за плечами публикацию текстов в «Мире фантастики», «Полдне ХХI век».
    Так что просто дождитесь этого.
    
    Часть 5. Как ещё можно опубликоваться?
    
    Если не считать простейшего пути – рассылки текстов с помощью электронной почты, можно выделить ещё несколько способов публикации.
    
    1. Участие в конкурсах. Немало конкурсов проводится с целью дальнейшей публикации текстов-победителей. Речь может идти как о книгах «сайт Веры Камши, «Наше дело правое», так и о журналах – «Химия и жизнь», «Мир фантастики». Это реальный шанс получить (зачастую даже гонорарную) публикацию.
    2. Участие в конкурсах. Я повторяюсь? Отнюдь. Во многих конкурсах для судейства приглашаются редакторы крупных издательств или популярных журналов. Они могут обратить внимание на интересные тексты – и предложить публикацию. Это действительно происходит.
    Более того, если конкурс проходит на форуме, где судьи зарегистрированы, можно обратиться к ним напрямую – через личные сообщения. Поблагодарить за комментарии к рассказу, вежливо попросить совета, как улучшить произведение. Поинтересоваться о возможности публикации в их издательстве.
    Опять же – не стоит рассчитывать на слишком многое – но, чем чёрт не шутит…
    3. Стать популярным автором Самиздата. Говорят, топовым авторам данного ресурса нередко приходят предложения о публикации.
    4. Написать рассказ в соавторстве с человеком, уже имеющим приличный опыт публикаций. В сущности, это не такая уж и невозможная вещь – на писательских форумах можно встретить немало издающихся писателей. И, если волею судьбы у вас с ними хорошие отношения…
    5. В некоторых издательствах, к примеру, в Армаде, можно опубликовать пару рассказов/повестей в конце романа. По крайней мере, раньше можно было точно.
    6. Доставить рассказы издателю не по электронной почте, а лично - или отправить заказным письмом.
    
    И, к слову – если Вы уже открыли электронную почту и лихорадочно просматриваете периодику – перед тем, как отослать письмо в редакцию, прочитайте ещё несколько небольших, но чрезвычайно полезных статей:
    
    
    Г.Л.Олди «Я наваял нетленку – что дальше?»
    
    Сергей Чекмаев. Мастер класс: как опубликоваться?
    Часть 1: Первые шаги.
    Часть 2: Политика начинающего автора.
    Часть 3: Там, где нас ждут.
    Часть 4: Я сомненья в себе истреблю…
    Часть 5: О сборниках, Интернете и псевдонимах
    Часть 6: Звуковая революция.
    Часть 7: Что наша жизнь? Игра!
    
    Посетите также сайт Дэна Шорина:
    http://injournal.ru/
    
    Прочитали?
    Ну тогда мне остаётся только пожелать Вам удачи!
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44

Вернуться в Вопросы приема рукописей в издательства

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2