Бестселлеры

Фокал и всезнающий автор

Модераторы: Атерес, Катя Локк, Пелиас

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение EauVive » 03 авг 2018, 14:53

    
И в рассказе у вас фокала нет, так чего вы паритесь?

    
    крезот, значит, мне этот разговор был нужен вдвойне :), раз я не могу поднять, где фокал, а где нет.
    
    
Надеюсь, я объяснил понятно.

    Sokol, Вы помогли. Спасибо!
    
    
Значит попадая в область текста от первого лица, мы покидаем фокал?

    Ян, наверное, это логично, если фокал — свойство текста от 3 лица. Но уже мало в чём уверена :( если ошибаюсь, надеюсь, поправят.
    
    
обоих приведённых примерах скачки фокала не совсем нужные, вполне можно обойтись одним.

    Снежинка, просто мне нужно было разобраться именно в фокал и его «скачках».
    
    Всем-всем огромные спасибо за уделённое время и мысли, которыми поделились!
    Суммирую, что поняла из обсуждения:
    
    Если я хочу показывать внутренний мир нескольких героев в рамках одной сцены/ главы или детали, которые недоступные для восприятия героя в данном конкретном случае (например, для нагнетания того же саспенса), то я пользуюсь косвенной речью и при необходимости меняю угол зрения/ ракурс по ходу повествования.
    
    Если мне важно погружение в перса и хочу использовать несобственно-прямую речь, то лучше для каждого героя оставлять отдельную главу.
Анкета

"Хаос правит..." Ларс фон Триер
 
Сообщения: 909
Зарегистрирован:
02 янв 2017, 17:48

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение крезот » 03 авг 2018, 15:29

    Учитывайте, что в рассказе переходы с фокала на автора будут скорей всего вредить.
    А если вы напишете половину романа с применением автора-наблюдателя, то при переходе на фокал у читателя будет недоумение. Он уже привык что вы гоните все видом сверху.
    Поэтому надо в самом начале обозначить, что вы будете вести текст, то так, то эдак. Чтобы он не удивлялся и принял это как данность.
    Выбирать же от какого лица писать, применять фокал или еще чего, это относится к выбору наиболее удачной формы для подачи истории. Копирнули бы стилистику Каштанки да не мучались.
 
8(

Сообщения: 1648
Зарегистрирован:
23 окт 2016, 13:22

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение yanesik » 03 авг 2018, 19:50

    Если я неправ, поправьте.
    
    
    Теперь и я прояснил для себя предмет фокала.
    
    Есть фокальный персонаж, который ничего общего не имеет с фокальным восприятием.
    Фокальный персонаж — это тот, вокруг которого вертится действие в данную минуту, действие переходит к другому и фокальный персонаж уже другой.
    
    Фокальное восприятие — это глаза.
    Одновременно не может один человек смотреть и своими глазами и глазами собеседника.
    Поэтому существует прямая речь для выражения мнения, точки зрения каждого индивидуума(собеседника) в отдельности(первая степень фокальности)
    Или, если это монологи, то в кавычках нужно взять восприятие(мнение, точку зрения)героя, который повествует в данный момент.
    
    Или в форме косвенно-прямой речи сделать то же самое, не впутывая в этот внутренний монолог больше никого. В данном случае речь идет о фокале, персональной точке зрения.
    
    
    Если два персонажа находятся рядом, то можно исключить прямую речь и создать мысленный диалог между ними прыжки фокала, то есть индивидуального восприятия(эмоции, Правое полушарие) или точки зрения(сознание, логика, Левое полушарие)
    
    
    Аня, глядя на Максима подумала:".....
    В свою очередь Максим, опустив глаза, не глядя на девушку, подумал:".....
    
    После этого(смена фокала) можно переходить и к непосредственному диалогу, выраженному в прямой речи.
    
    
    Но возможны и скачки фокала, когда во время диалога проскальзывает внутренний диалог(у собеседника появляются мысли, которые он не хочет выразить вслух.
    
    
    — Привет Аня.-Парень потянулся, чтобы обнять девушку, но она неожиданно отстранилась.
    — Привет, Максим! -девушка протянула руку для приветствия, скованно улыбаясь.
    Два человека неожиданно замолчали и в душе каждого пронеслось прошлое.
    девушка подумала: "Ты думаешь — я тебе простила ту выходку... ошибаешься", - Аня продолжала напряженно вглядываться в честные на первый взгляд глаза, которые, как она узнала на собственном опыте, умели честно лгать. Нет, она ему никогда не простит ту ложь!
    Максима душа разрывалась. Он понимал, что судьба дала ему шанс в виде случайной встречи: "Если я сейчас не объяснюсь, то больше уже никогда!"- Сознание лихорадочно искало слова, но они не приходили, парень с ужасом подумал, что упускает единственный шанс!
 
Сообщения: 4116
Зарегистрирован:
13 май 2015, 07:30
Откуда: из страны Вдохновение

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение Sokol » 04 авг 2018, 00:48

    yanesik, ну, конечно же, в зависимости от задач у автора может и фокал меняться, и всё что угодно. Но это как высшая математика, пока не освоил счёт в столбик, лучше не соваться.
    И вот говоря о том… у EauVive ведь хорошо получался раньше фокал :( И вдруг такой ступор на ровном месте…
    Посмотрел "Амиго и Локи" — только так, наискосок (позже, если хотите, зайду поподробнее) на предмет фокала. Крезот прав, его там нет, если не считать отдельных предложений, и, по-моему, и не надо.
 
Сообщения: 717
Зарегистрирован:
06 июл 2014, 16:29
Откуда: Москва

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение EauVive » 04 авг 2018, 08:52

    
позже, если хотите, зайду поподробнее)

    Sokol, очень хочу. Пожалуйста, помогите разобраться, почему фокала нет.
    Ведь в третьем варианте я убрала мысли кота и хозяев (но увы, видимо, получилось не всегда удачно) :( Всё дело в том, что проскальзывает косвенная речь?
Анкета

"Хаос правит..." Ларс фон Триер
 
Сообщения: 909
Зарегистрирован:
02 янв 2017, 17:48

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение крезот » 04 авг 2018, 13:09

    EauVive,
    фокал это не мысли, а камера призма в персонаже, через которую читателю подается происходящее
    подается только-то что персонаж видит, с лексиконом и понятиями привычных этому персонажу, с образом мышления логичным для персонажа
    персонажу нельзя видеть себя и рассуждать о себе будто бы со стороны, о чужих мыслях и мотивах он может только строить догадки...
    вы будто бы у него в башке сидите со всеми его тараканами, и вместо автора-наблюдателя получается, что персонаж и есть автор сего текста.
    Это все придает тексту определенную эмоциональную окраску, свой стиль речи, суждений и динамику зависящую от состояния персонажа.
    При написании вам надо как бы представить себя фокальным персонажем и стараться об этом не забывать.
    Но так как это все-таки третье лицо, вас то и дело будет швырять на взгляд со стороны, будет неудобно и немного непривычно.
 
8(

Сообщения: 1648
Зарегистрирован:
23 окт 2016, 13:22

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение yanesik » 04 авг 2018, 20:08

    Крезот прав. Пиша подобный текст, нужно представлять себя то собакой,то котом, с их роста, разума, интеллекта, органов чувств.
    
    Вот, не прав я, в данном случае "пиша" не годиться.
    А если заменить словом "написывая"? Опять ошибка!
    Можно, конечно, заменить словом "создавая", но хочется корень сохранить от письма.
     Кто знает решение?
 
Сообщения: 4116
Зарегистрирован:
13 май 2015, 07:30
Откуда: из страны Вдохновение

Re: Фокал и всезнающий автор

Сообщение EauVive » 05 авг 2018, 12:22

    
крезот писал(а): Это все придает тексту определенную эмоциональную окраску, свой стиль речи, суждений и динамику зависящую от состояния персонажа.

    
yanesik писал(а): Пиша подобный текст, нужно представлять себя то собакой,то котом, с их роста, разума, интеллекта, органов чувств.

    
    В том-то и проблема, что мне казалось, что это у меня получилось. А все говорят — нет.
Анкета

"Хаос правит..." Ларс фон Триер
 
Сообщения: 909
Зарегистрирован:
02 янв 2017, 17:48

Пред.

Вернуться в Частные вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1