Бестселлеры

Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Модераторы: Атерес, Катя Локк, Пелиас

Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Сообщение Пелиас » 12 апр 2015, 12:37

    Тема 2. Как написать роман? Структура романа.
    
    
    РОМАН
    
    Роман (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактных, так называемых «маленьких романов» (фр. le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»).
    В противоположность классическому эпосу роман сосредоточен на изображении исторического настоящего и судеб отдельных личностей, обычных людей, ищущих себя и свое предназначение в посюстороннем, «прозаическом», мире, утратившем первозданную стабильность, цельность и сакральность (поэтичность). Даже если в романе – например, в романе историческом, действие перенесено в прошлое, это прошлое всегда оценивается и воспринимается как непосредственно предшествующее настоящему и с настоящим соотносимое.
    
    Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
    
    
    Архитектоника и композиция
    
    Архитектоника - внешнее оформление текста. То есть, у Пушкина это, например, Онегинская строка.
    
    Композиция - это сочетание, соотношение частей текста. Композиция помогает выразить содержание и показать авторское отношение к нему.
    Чем сюжет отличается от композиции? Композиция включает в себя еще и ряд внесюжетных элементов. Например: пейзаж, портрет, лирические отступления, интерьер, авторские описания.
    
    Архитектоника и композиция:
    Архитекто́ника (от др.-греч. ἀρχιτεκτονική — строительное искусство) — построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причём в применении не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.
    
    Построение сюжета
    
    Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.
    Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.
    
    
    
    Элементы сюжета
    
    1. Пролог - вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
    Пролог - самая консервативная часть. Переместить его в любое другое место с начальной позиции практически невозможно.
    
    2. Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей.
    Экспозиция - в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия. Располагается в начале, реже в середине или конце произведения. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.
    Элементы экспозиции - частые гости в камерных детективах. Действительно, начало произведения - самое удачное место для экспозиции, но если она по воле автора располагается в другом месте, это вызывает повышенный интерес у читающего, потому что, как правило, автор должен разумно объяснить, насколько это важно.
    
    3. Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.
    Является началом (завязыванием) действия (развития фабулы).
    
    4. Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.
    
    5. Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.
    
    6. Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.
    Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт . В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.
    Кульминация с развязкой ходят, крепко держась за руку, и чтобы грамотно разорвать их, требуется сюжет не дюжинной мощи.
    
    7. Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.
    
    8. Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.
    
    Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее — он кажется вялым и нелогичным.
    В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в "Войне и мире".
    
    Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе. Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п. Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа — идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.
    
    Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется бог из машины. То, что подходило древним, только раздражает современников.
    
    Читатель ощущает себя обманутым, если героям просто везет: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого — то есть сделали что-то достойное.
    
    9. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого.
    Если пролог поставить в конец сложно, то эпилог в начало - довольно распространенный ход. Зато никогда мы не увидим его в середине.
    
    Важные термины:
    
    Перипетия - внезапная перемена, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство, один из существенных элементов драматургии, обозначающий всякий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу.
    Частый гость водевилей, комедии положений. Понятное дело, как и всякая жизненная неожиданность, может случиться в любом месте и в любое время.
    
    Коллизия - столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений.
    Понятие, схожее с предыдущим пунктом, а так же может выступать в роли кульминации, но в отличие от перипетии не развивается спонтанно, не возникает неожиданно. Обычно присутствует в произведениях с двумя сюжетными линиями, двумя (и более) главными действующими лицами, чьи интересы к конечном счете сталкиваются в кульминации.
    
    Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. Виды конфликтов:
    
    - человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
    - человек против природы (обстоятельств);
    - человек против общества;
    - человек против техники;
    - человек против сверхъестественного;
    - человек против самого себя.
    
    Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
    
    Структура романа
    
    Полезные ссылки:
    
    Структурирование романа
    О микрологике повествования
    Правила построения сюжета:
    Композиция и сюжет художественного произведения. Э. Барякина
    
    
    Полезные темы:

    
    Из чего состоит роман?
    Немного о схеме:
    Метод снежинки:
    Составные части художественного произведения
    Выход из безвыходной ситуации
    
    
    Названия глав
    Поговорим о сюжете
    Поговорим о сюжете-2
    
    
    Обсуждения по Теме 2:
    
    viewtopic.php?f=97&t=38043
    viewtopic.php?f=97&t=39401
    viewtopic.php?f=97&t=7011
    viewtopic.php?f=97&t=34782
    viewtopic.php?f=97&t=29558
    viewtopic.php?f=97&t=22664
    viewtopic.php?f=97&t=15731
    viewtopic.php?f=97&t=1840
    viewtopic.php?f=97&t=18712
    viewtopic.php?f=97&t=26605
    viewtopic.php?f=97&t=35927
    viewtopic.php?f=97&t=34283
    viewtopic.php?f=97&t=20834
    viewtopic.php?f=97&t=2688
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44

Re: Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Сообщение Пелиас » 13 апр 2015, 10:15

    Нашла на сайте avtoram.com интересную статью:
    
    Черновик романа: быстро и эффективно. "Метод снежинки"
    
    (сокращенный вариант)
    
    Автор: Рэнди Ингермансон, писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству
    
    Перевод: Эльвира Барякина
    
    Хотите написать роман и все не можете собраться с силами? Такое случается довольно часто. Писать книги легко; трудно писать хорошие книги. Если бы это было не так, мы бы все создавали бестселлеры.
    
    На свете существуют тысячи способов написания романа. Какой из них самый лучший? Тот, что подходит лично для вас. В этой статье я хочу поделиться методом, который подходит для меня.
    
    Хорошая художественная литература не является чем-то случайным — это результат тщательно спланированного действия, дизайна романа. Вы можете заниматься дизайнерской работой как до, так и после написания книги. Я пробовал делать и то, и другое и, в конце концов, убедился, что «до» — и быстрее, и качественнее.
    
    Как делать дизайн художественного произведения? По своей основной работе я занимаюсь архитектурой сложных программных проектов. И я пишу книги по той же схеме, что и программы — используя «метод снежинки». Что это такое? Прежде, чем мы пойдем дальше, посмотрите на этот рисунок. Схема снежинки — один из важнейших математических объектов, изучением которого занимались многие ученые.
    
    Здесь мы видим пошаговую стратегию создания снежинки. Поначалу она не очень похожа на саму себя, но постепенно все становится на свои места.
    
    На тех же самых принципах можно писать романы — начните с малого, а потом надстраивайте все новые и новые детали, пока у вас не получится полноценная история. Часть дизайнерской работы в литературе — это креатив, а часть — это управление собственным креативом: превращение разрозненного материала в хорошо структурированный роман. Как раз этому я и хочу научить вас.
    
    Большинство писателей затрачивает массу времени на обдумывание романа. Возможно, вы проводите какие-то исследования. Вы просчитываете, как будет развиваться история. Вы устраиваете мозговой штурм. Вы слышите голоса различных персонажей. Это наиважнейшая часть создания книги, которую я называю «накидывать информацию». Я предполагаю, что вы знаете, как это делается: у вас в голове уже сложилась идея книги и сейчас вы готовы сесть и начать писать.
    
    Но прежде, чем приступить к делу, вам следует заняться организационными моментами. Вам нужно записать все идеи на бумаге в той форме, которую вы потом сможете использовать. Зачем? Потому что наша память ненадежна, и потому что в вашей истории (как и в любой другой, находящейся на той же стадии) имеется множество дыр, которые необходимо залатать до того, как вы начнете работать. Вам нужно создать план романа, причем так, чтобы это не отбило у вас желание писать. Ниже приведена пошаговая схема, по которой я создаю «дизайнерские документы» своих книг, и которая, надеюсь, поможет вам.
    
    ШАГ ПЕРВЫЙ
    
    Потратьте час и напишите аннотацию на ваш роман длинною в одно предложение. Что-то вроде этого: «Злобный физик совершает путешествие в прошлое, чтобы убить апостола Павла» (аннотация на мой первый роман «Грех»). Это — ваш роман крупным планом, аналог большого треугольника в схеме снежинки.
    
    Когда вы будете предлагать вашу книгу издателям, предложение-аннотация должно будет появиться в самом начале произведения. Его еще называют «хуком» (зацепкой), позволяющей продать роман издателю, дистрибьютерам, магазинам и читателям. Так что постарайтесь, чтобы он звучал как можно лучше.
    
    Несколько советов, как это сделать:
    Чем короче, тем лучше. Предложение не должно превышать 15 слов.
    Никаких имен! Лучше сказать «Инвалид-акробат», чем «Джейн Доу».
    
    Свяжите общую концепцию произведения с персонажами. Кто из героев больше всех пострадал по ходу развития сюжета? А теперь укажите, что он желает получить в виде награды.
    
    Читайте краткие аннотации книг в списке бестселлеров New York Times, чтобы понять, как это делается. Умение описать книгу в одном предложении — это искусство, и им стоит овладеть.
    
    ШАГ ВТОРОЙ
    
    Потратьте еще один час и расширьте предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. В результате у вас получится аналог второй ступени в схеме снежинки. Лично мне нравятся истории, написанные по схеме «три конфликта плюс конец». Развитие каждого из конфликтов занимает четверть книги, а на конец уходит еще одна четверть.
    
    Вы тоже можете использовать этот абзац в своей заявке на публикацию. В идеале он должен состоять из пяти предложений. Одно предложение на завязку, по одному — на каждый из конфликтов, и еще одно — на конец.
    
    ШАГ ТРЕТИЙ
    
    Все вышесказанное даст вам общий вид истории. Теперь нужно прописать нечто аналогичное для каждого из героев. Герои — самая важная часть любого романа, поэтому время, которое вы вложите в их создание, вдесятеро окупится, когда вы начнете работу над книгой. На каждого из основных героев потратьте час и напишите небольшое, на одну страничку, сочинение:
    
    - Имя героя.
    - Предложение, которое описывает историю его жизни.
    - Мотивации героя (чего он хочет добиться в идеале?)
    - Цель героя (чего он хочет добиться конкретно?)
    - Конфликт (что мешает ему добиться цели?)
    - Прозрение (что он узнает, как он меняется в результате случившихся событий?)
    - Абзац, который описывает события, в которых герой принимает участие.
    
    Важное замечание: возможно, после этого вам потребуется вернуться и переписать аннотации. Это хороший знак — ваши герои учат вас чему-то полезному для вашей истории. На каждой стадии написания романа вы можете возвращаться назад и перекраивать сделанное ранее. Это очень полезная штука: исправление всех недочетов лучше сделать сейчас, нежели тогда, когда вы уже написали 400-страничную рукопись.
    
    ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ
    
    На этой стадии у вас в голове должна сложиться полная картина вашего романа — и на это у вас уйдет только день-два. Теперь нужно «расписать» историю. Потратьте несколько часов и сделайте из каждого предложения аннотации самостоятельный абзац. Все из них, кроме последнего, должны заканчиваться конфликтом (последний — финалом произведения).
    
    В результате вы получите синопсис романа, который потом тоже можно использовать для отсылки в издательство.
    
    ШАГ ПЯТЫЙ
    
    Потратьте день-два на одностраничное описание каждого главного героя. По полстранички уйдет на второстепенных персонажей. Эти «синопсисы персонажей» должны рассказать вашу историю с точки зрения каждого из них. Если потребуется, возвращайтесь к прежним наработкам и делайте нужные исправления.
    
    Этот этап доставляет мне наибольшее удовольствие, и позже я вставляю «синопсисы персонажей» в основной синопсис. Редакторам это нравится, так как им всегда импонирует художественная литература, основанная на людских характерах.
    
    ШАГ ШЕСТОЙ
    
    Теперь у вас есть цельная история и несколько основанных на ней рассказов, по одному на каждого героя. Потратьте неделю и расширьте одностраничный синопсис до четырехстраничного. По сути, вам нужно растянуть каждый абзац из Шага Четвертого на целую страницу. По ходу дела вы выявляете внутреннюю логику произведения и делаете стратегические решения.
    
    ШАГ СЕДЬМОЙ
    
    Превратите описание героев в развернутый рассказ о каждом из них с указанием всех существенных деталей: дата рождения, внешность, история жизни, мотивация, цели и т.п. И самое важное — каким образом герой преобразится к концу романа? В результате ваши персонажи превратятся в реальных людей и подчас будут предъявлять свои претензии к развитию сюжета.
    
    ШАГ ВОСЬМОЙ
    
    Прежде чем приступить к работе над рукописью, вы можете сделать пару вещей, которые помогут вам в процессе. Первое — нужно взять четырехстраничный синопсис и составить перечень всех сцен, которые нужно будет прописать. Удобнее всего сделать это в Exсel.
    
    По какой-то причине многие писатели не хотят связываться с незнакомыми программами. Разберитесь с этим. Вы ведь уже освоили, как печатать в Word. Excel еще проще. Вам нужно создать перечень сцена, а эта программа как раз предназначена для того, чтобы делать перечни. Если вам не хватает знаний, купите книжку и научитесь. На это уйдет меньше дня и того стоит.
    
    На каждую сцену должна уйти одна строчка в таблице. В первой колонке перечислите героев, от имени которых ведется повествование, или глазами которых вы «смотрите» на происходящее в романе. В другой, более широкой колонке пропишите, что происходит в данной сцене. При желании в третьей колонке можно указать, на сколько страниц вы планируете растянуть данную сцену, а в четвертой нумерацию глав. Табличка в Excel— идеальный инструмент для этого, так как вам видна вся история целиком и вы можете легко передвигать сцены с места на место.
    
    У меня обычно получается около 100 с лишним строчек и на их составление уходит около недели.
    
    ШАГ ДЕВЯТЫЙ
    
    Шаг девятый применяется по желанию. Перейдите снова в Word и распишите каждую сцену, указанную в таблице на несколько абзацев. Набрасайте примерные диалогии и скетчи решаемых проблем. Если в сцене нет проблемы, то ее нужно создать или же вырезать всю сцену.
    
    У меня обычно выходило по одной-две страницы на главу и каждую из глав я начинал на новой странице. Затем я распечатывал текст и складывал его в папку со скоросшивателем так, чтобы можно было менять главы местами или же полностью переписывать их без того, чтобы спутать остальные. Этот процесс обычно занимал у меня неделю. В конечном итоге получался 50-страничный документ, который я потом исправлял красной ручкой по мере написания черновика. Все идеи, которые приходили мне с утра в голову, я записывал на полях этого документа. Это, кстати говоря, относительно безболезненный способ написания развернутого синопсиса, который так ненавидят все писатели.
    
    ШАГ ДЕСЯТЫЙ
    
    На этом этапе садитесь и начинайте набивать черновик. Вы удивитесь, насколько быстро вы будете писать. Мне доводилось встречать авторов, которые таким образом втрое увеличивали скорость написания романа, и в то же время их черновики выглядели так, будто они уже прошли предварительную редактуру.
    
    Я неоднократно слышал жалобы писателей по поводу трудностей написания первого черновика. Все они, без исключения, сидят и думают: «Я не знаю, о чем писать дальше!» Жизнь слишком коротка, чтобы писать таким образом! Нет никакой причины тратить на первый черновик 500 часов рабочего времени, если вы можете сделать его за 150 часов.
    
    Вот собственно и все. Метод снежинки помогает в работе мне и некоторым моим друзьям, которые тоже решили испробовать его. Надеюсь, он вам пригодится.
    
    Если этот метод поможет вам, я буду рад получить от вас весточку. Напишите мне письмо вот с этой страницы.
    
    Благодарности: Я благодарю моих друзей по Chi Libris и в особенности Джанелл Шнайдер за обсуждение метода снежинки и за все остальное.
    
    Источник: http://www.rsingermanson.com/html/the_snowflake.html
    
    http://www.forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=112&t=19872
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44

Re: Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Сообщение Пелиас » 13 апр 2015, 10:17

    И снова дискуссия. Схема либо творчество.
    
    Взято отсюда: http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=97&t=11905
    
    Полагаю, надо сказать спасибо Немо за то, что, желая того или нет, поднимает интересные темы.
    Идем по тому же принципу. Открываю дискуссию тем, что есть в Пробе, кому будет угодно присоединится, прошу.
    
    Nemo
    Вам не известна формула литературы? Странно, ее прекрасно знали еще Гомер и Апулей. Все гении пера нещадно эксплуатировали эту формулу и будут эксплуатировать и через тысячу лет.
    Она предельно проста: ИНТЕРЕСНЫЕ ГЕРОИ В ИНТЕРЕСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. А как эта формула реализутся конкретно изучает наука драматургия.
    Каллипсо, теперь для Вас.
    Основа любого литературного произведения, так называемый конфликт. Под конфликтом подразумевается цепь обстоятельств, событий, через которые, эволюционируя, проходит герой произведения. Герой меняется, лишь проходя через определенные обстоятельства, события - это очень важно. Элементы конфликта должны быть осязаемыми и понятными для читателя. То есть, не голословными, а конкретными, прописанными.
    Нет в этом рассказе ни жизни героя, ни становления мастера. Ничего нет. Есть голые бездоказательные утверждения.
    Первая поворотная точка этого рассказа: герой сдает музыкальный экзамен и лысый толстый, зевающий, гоняющий мух носовым платком профессор морщит нос и показывает рукой на дверь. А убитый горем герой плачет всю ночь в подушку или напивается в штопор, и бродит по городу выкрикивая проклятия в адрес профессора. Вот какими должны быть ключевые элементы сюжета - яркими и осязаемыми.
    
    Каллипсо
    А по-моему предложенный вариант - внешнее проявление да и не самое интересное, чересчур уж избито. Мне гораздо больше по душе вот такое спокойное изложение того, что было очень давно, давно, есть и будет.
    Осязаемо и ярко? Для меня достаточно ярко, чтобы увидеть.
    Вы стремитесь все слепить в одно, забывая о том, что в любом искусстве есть разные течения.
    Офорт. Эстамп. Масло. Акварель. Тушь. Шелкография.
    Они просто разные и по технике и по результату, вы же от офорта требуете тяжеловесности и многоцветья картины, писаной маслом.
    Что ж, у всех свои особенности восприятия. Вам нужен сюжет, мне несколько иное.
    
    просто мария
    
ИНТЕРЕСНЫЕ ГЕРОИ В ИНТЕРЕСНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

    Интересные - кому? Одному человеку интересно одно, другому - другое. Кому-то интересны переживания извращенца или наркомана, кому-то - солдата столетней давности, а кому-то - современной воспитательницы детсада. Про каждого человека можно написать интересно - вопрос только в таланте писателя, в том, как он этого человека увидит и как покажет читателю.
    То же самое касается обстоятельств - кому-то они интересны, кому-то - нет...
    
    Nemo
    Для начала, я не учень удачно построил фразу. Правильнее будет: ИНТЕРЕСНЫЕ ГЕРОИ В ИНТЕРЕСНЫХ СИТУАЦИЯХ.
    Каллипсо, да есть разные направления в изобразительным искусстве, но есть лишь одна наука, "заведующая" сюжетным построением литературного произведения - драматургия. Альтернативную теорию литературы никто еще не вывел и не пытается выводить. Драматургия гласит: главное в произведении - сюжет.
    просто мария, абсолютно всем, естественно, не угодишь. Вам нравится Дюма? У меня есть знакомый, который его книги просто не переваривает. Тем не менее, эта формула реально работает уже тысячелетия и проработает еще тысячи лет.
    "вопрос только в таланте писателя"
    Абсолютно не согласен. Вы читали рассказ Сорокина "Пир"? Талантище, потрясающий стилист, язык не хуже тургеневского. Только следующий его рассказ я читать уже не смог. Хватило одного, при том, что литературный талант самого высокого достоинства.
    Есть такой дуэт писателей - Престон Дуглас и Чайлд Линкольн (самое известное произведение - "Реликт"). Это даже не дуэт писателей, а союз средней одаренности писателя с выдающимся конструктором сюжета. Результат ярко впечатляет.
    
    просто мария
    Впечатляет? Кого именно? Вас - возможно. Я же считаю и "Реликт" и "Реликварий" весьма средними триллерами, где уже примерно на середине можно догадаться, в чем суть дела.
    Вы все время подменяете понятие "с моей точки зрения" понятием "это истина", а ведь вкусы у всех разные.
    
    Утверждение же насчет формулы - увы, пока голословно. В чем именно Вы видите ее "работу" - в том, что написанное про интересных людей в интересных обстоятельствах произведение стало популярным? Да, почему бы и нет - но ведь могло быть и иначе! Могло быть и так, что вроде бы и обстоятельства интересны. и герои задуманы необычными - а произведение... не получилось, не "вытянул" писатель сюжет - где-то диалоги "неживые", где-то перебор с описаниями, где-то наоборот - "скороговорка" раздражает. И в результате читатель просматривает где-то с середины книгу по диагонали, чтобы узнать, чем дело кончилось... или просто в конец заглядывает. И вторую книгу этого же писателя уже не купит.
    А другому читателю это произведение вообще не нравится, а третий - взахлеб читает и всем знакомым хвалит.
    То есть Вы, конечно, можете сказать, что вот в таком-то произведении эта фомула применена, и оно стало популярным - но поэтому ли? И получится ли произведение интересным, если писать его, специально руководствуясь какими-то формулами? И получится ли оно таким уж неинтересным, если там ни обстоятельства, ни герой ничем необычным не выделяются? И - главное - кому именно будет интересно произведение - ведь. как ВЫ справедливо заметили "на всех не угодишь".
    
    Если можно, приведите пример какого-либо более-менее известного произведения, сознательно написанного "по формуле" - но только не голословно, а вместе со ссылкой на высказывание самого писателя, что при написании он руководствовался такой-то "конструкцией", "формулой" и т.д.
    
    Solnechnaja
    Думаю, таких нет. Во все известные произведения авторы вложили немалую часть души, поэтому они и трогают.
    ЗЫ , недавно видела книгу в аннотации к которой сказано, что она полностью написана компьютерной программой, наверное, по формуле.
    
    Nemo
    О "Реликте". Сейчас для интереса прошелся по десятку электронных библиотек и почитал отзывы. В среднем получилось: на 12 читателей, которым "Реликт" понравился и очень понравился, один отрицательный отзыв. Считал на калькуляторе, дробное округлил до целого.
    Вы путаете жанры. Это в детективе важно "кто", а в триллере главенствует "как".
    А дальше у Вас идет какая-то пустая демагогия. Естественно, все люди разные. Кто-то ходит быстро, кто-то медленно, а кто-то еле ползает. Не всем дано. Для нас важно: истинна ли эта формула, или ложна, а не то, позволит ли знание ее папуасу с Новой Гвинеи написать мировой бестселлер.
    Возьмите, к примеру, "Одиссею", "Унесенные ветром", "Поединок" (тот, что Куприна), "Парфюмер" и Акунинский "Азазель".
    Укладываются ли эти книги в формулу: интересные люди в интересных ситуациях?
    Теперь приведите мне хотя бы одну книгу, которая в бы в эту формулу не укладывалась. Если сумеете, в восхищении сниму перед Вами шляпу.
    
    Мааэринн
    если мой герой и его жизнь мне интересны, естественно они буду т интересны читателю. Конечно, если я достойный автор. Вот и все дела.
    А если неинтересно мне, нафига я это буду писать?
    Яйца выеденного эта формула не стоит, как и любая формула искусства.
    Одна, пожалуй, подойдет: божий дар автора+трудолюбие его же дадут хороший реезультат ))
    
    просто мария
    "Интересный" (и про человека, и про ситуацию) есть понятие относительное, человек может быть самым обычным, но мастерство писателя заставляет читателя почувствовать его интересным. Равно как и ситуация может быть самой обычной - и тем не менее читатель прочтет до конца, не отрываясь и восхищаясь тем, как писатель сумел передать внутренний мир "маленького", совсем простого и ничем не приметного человека - или как сумел новыми гранями высветить реалии обычной жизни.
    
    Literra
    Угу. Вирджиния Вулф: в большинстве рассказов сюжета как такового нет вообще. В основных романах сюжеты такие, что если их расписать в виде синопсисов, не один издатель не возьмет.
    1) Героиня готовится к приему, покупает цветы, случайно встречает друга юности; дочь героини пьет чай с малоприятной подружкой; герой, незнакомый ни с кем из упомянутых персонажей, мучается от поствоенного синдрома, что приводит его к самоубийству. В принципе, все.
    2) Семья собирается съездить на маяк, но поездка откладывается на много лет. Когда она все-таки случается, большинства участников уже нет в живых.
    
    Тень
    А ведь о вкусах, вроде, не спорят...
    Моя свекровь обожает Толстого. У меня от него сводит скулы, зато с Достоевским - с точностью до наоборот. И кто из нас прав?
    Что касается сюжета - то, имхо, часто внутренний мир героя интереснее, чем окружающая его обстановка и события. Мне интереснее следить за "тараканами" героя "Футляров", чем за похождениями, скажем, Даши Васильевой
    Насчет разнообразия живописи и единого подхода к литературе. В живописи тоже есть то, что изучают по учебникам - композиция, цвет... И между тем многие великие художники нарушали иногда все установленные до них правила, создавая при этом шедевры. Те же Дали и Пикассо - яркие примеры.
    А в литературе нет разных жанров? Да и просто разных техник, разных стилей, которыми умелый мастер пользуется для создания собственной, неповторимой картины?
    А формула... Искусство - это постоянный поиск интересных решений и сиюминутных формул. Тут нет, на мой взгляд, места математической точности. К тому же, пользуясь словом "интересные" вы ставите на вашу формулу штамп "ИМХО". Потому что нет героя, который был бы интересен всем. ИМХО
    
    Nemo
    "Яйца выеденного эта формула не стоит, как и любая формула искусства".
    Мааэринн, кино - это искусство? Несомненно. Сегодня по ТВ идет 20 фильмов. Так вот, все эти боевики, мелодрамы, комедии, ужасники и триллеры созданы по одной, причем, очень строгой формуле. Это различные вариации единой базовой модели. Формула называется "трехактная структура сценария".
    Literra
    " Героиня готовится к приему, покупает цветы, случайно встречает друга юности; дочь героини пьет чай с малоприятной подружкой; герой, незнакомый ни с кем из упомянутых персонажей, мучается от поствоенного синдрома, что приводит его к самоубийству. В принципе, все".
    1 ЭКСПОЗИЦИЯ
    Героиня готовится к приему, покупает цветы, случайно встречает друга юности; дочь героини пьет чай с малоприятной подружкой
    2 КОНФЛИКТ
    герой, незнакомый ни с кем из упомянутых персонажей, мучается от поствоенного синдрома
    3 КУЛЬМИНАЦИЯ
    что приводит его к самоубийству. В принципе, все".
    
    Мааэринн
    Nemo, если упорно на "брито" говорить "стрижено", то, конечно спорить бесполеезно.
    Ремесло требует формулы, искусство - интуиции. Вот ели Вы скажете, что тому, кто хочет выдать высокое искусство, неплохо бы овладеть ремеслом, я с вами соглашусь. Но просто ремесло лично для меня - скука. Я даже готовить по рецепту никогда не буду, потому что для меня это любимое дело и творчество. Пусть лучше несъедобно выйдет, зато я получу удовольствие от процесса. Я и читать предпочту таких же, неформальных и внерецептурных, которыее от души самовыражаются. И меня Вы не переубедите.
    
    Nemo
    Мааэринн, для всех великих писателей литературное творчество было как раз ремеслом, которым они зарабатывали на хлеб насущный. И на то они и были великими, что прекрасно понимали, что не стоит изобретать велосипед, когда он уже изобретен.
    
    Мааэринн
    Nemo, если бы Вы были правы, мы до сих пор ели бы сырое мясо и дробленое зерно, носили невыделанные шкуры... и т.д. и т.п.
    Пушкин говорил, что рукопись продать можно, однако ж вдохновение не продается
    
    Nemo
    Очень неудачный пример. Пушкин, в его время, был единственным в России "коммерческим" писателем, основной статьей доходов которого было именно литературное ремесло. И он хорошо знал, посетит ли его вдохновение, не посетит ли его вдохновение, он все равно должен писать, иначе его семейство будет жить очень хреново. А вдохновение он не продавал, он его проигрывал в карты, ставя на кон еще не написанные главы "Евгения Онегина", а потом их выкупал.
    
    Мааэринн
    Прекрасно знаю, что Пушкин зарабатывал литературой, именно потому его слова и привел, м? Ни о чем не говорит?
    Вы что, всерьез считаете, что творческие подходы вредны и нужно строго следовать схемам, приемам и постоянно думать о том, как изнасиловать читателя?
    Впрочем, это опять же брито-стрижено.
    
    marialion
    
для всех великих писателей литературное творчество было как раз ремеслом

    как раз наоборот. Жить на гонорары от писательства стали только в конце 19 века, да и то, далеко не все выдающиеся того времени.
    
    Diva
    Nemo, если есть формула, почему вы еще не издались? Почему медлите? Ведь есть план, есть пункты. Пишите!
    Я поверю вам лишь тогда, когда возьму в руки ваш бестселлер. Сниму шляпу и соглашусь, что все-таки есть формула, по которой нужно писать.
    
    Итак, господа, что скажете по данному вопросу?
    Схематизация и правила, либо полет мысли?
    И как получить философский камень литературы?
    
    Единственно, о чем прошу - будьте взаимовежливы. Все-таки клуб, а в клубе дамы... и прочие нежные создания
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44

Re: Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Сообщение Пелиас » 13 апр 2015, 22:03

    Ещё немного об архитектонике
    Архитектоника в поэзии.
    
    Архитектоника – особенности построения стихотворения, включающие размер, членение на строки и строфы, виды рифм и рифмовки, особенности композиции, используемые художественные средства и проч. элементы формы. Типичным примером может служить сонетная архитектоника, включающая многочисленные требования к форме классических сонетов (см. Сонет). Простейшая архитектоника наблюдается у большинства поэтических произведений, имеющих вид четверостиший с перекрестной, парной или охватной рифмовкой, с соблюдением правила альтернанса, например:
    
    Пора не думать ни о ком,
    А просто жить и наслаждаться.
    Быть беспечальным дураком
    И околпаченным паяцем.
    
    Пора любить, а не страдать.
    И каждый день считать за счастье,
    Что солнце скатится опять
    В лиловый мрак закатной пасти.
    
    (Дмитрий Шунин «Пора любить»)
    
    В качестве стихотворения, использующего оригинальный архитектонический ход, можно привести, например, такое:
    
    1. Поэт имеет право на бардак
    в квартире и на смерч на дне стакана,
    поскольку путеводная звезда
    благоволит к юродивым и пьяным.
    
    2. Поэт имеет право на минор,
    истерики, скандалы и банкеты.
    Да, если текст и автор – не одно,
    поэт имеет право и на это.
    
    3. Имеет право он менять невест.
    3.1 На женихов.
    
    4. Имеет право слова.
    
    5. Не посвящать вот этот глупый текст
    Джалилю, Лорке или Гумилёву.
    
    6. Поэт имеет право врать взахлёб.
    
    7. Жонглировать словами.
    
    8. Корчить рожи.
    
    9. Смотреться, как самовлюблённый жлоб.
    
    10. И не писать. Да. И на это тоже.
    
    11. Во имя правды и забавы для
    Поэт имеет право.
    И за это
    
    12. Его имеют право расстрелять
    Имеющие право не-поэты.
    
    (Сидерос Данута «Постулаты»)
    
     Взято здесь
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44

Re: Тема 2. Как написать роман? Структура романа

Сообщение Пелиас » 01 май 2015, 16:44

    Коллизия (от лат. collisio. — противоположение, столкновение) — столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц в художественном произведении, выраженное в ряде изображённых в нём событий.
    
    Коллизия в художественных произведениях является воспроизведением, формой отражения глубокой диалектики жизни, сложностей, противоречий, разногласий в самой действительности, в социально-экономических, идеологических и духовных отношениях между людьми. Таковы коллизии в романах Л. Н. Толстого «Анна Каренина», «Воскресение» и Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».
    
    Впервые в эстетике коллизия была рассмотрена Аристотелем на примере античной трагедия и комедии, как действие важное, напряженное и законченное; затем Лессингом в «Гамбургской драматургии», Дидро в статье «О драматической литературе». Белинский видел в коллизии поэтический элемент жизни, столкновение враждебно направленных друг против друга идей, которые проявляются как страсть, как пафос.
    
    Гегель разграничил понятие ситуации, имеющей место в идиллических описаниях, и коллизиях возникающей всегда вследствие расширения и углубления противоречия «как исходный пункт— и переход к действию в настоящем смысле этого слова». Всякая коллизия — следовательно, драматична в своей сущности. Она может быть противоборством различных характеров (трагедии Шекспира), столкновение героя с социальной средой (Григорий Мелехов в «Тихом Доне» М. Шолохова), борьбой человека со стихийными силами природы («Последний день Помпеи» К- Брюллова, «Старик и море» Э. Хемингуэя), движением мучительных переживаний («И скучно, и грустно…». «Дума» М. Ю. Лермонтова).
    
    Степень драматического напряжения коллизии — бывает различной и может доходить до наивысшего эмоционального напряжения и трагического конца, когда гибнет герой и разрешение коллизии означает полную ее неразрешимость. В искусстве находит отражения и т. наз. «вечные» коллизии — неразделенной любви, несчастной семьи, преданной дружбы и т. д.. и коллизии порождаемые данным временем, эпохой, классом (судьбы «лишних» и «маленьких» людей в русской литературе). Коллизия в советском искусстве выступала идейным стержнем произведения, двигателем сюжета, способом художественного раскрытия характеров («Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Живи и помни» В. Распутина, «Выбор» Ю. Бондарева).
 
Сообщения: 11036
Зарегистрирован:
08 ноя 2010, 00:44


Вернуться в Ключевые вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1