Бестселлеры

Записная книжка.

Сокровищница знаний

Модераторы: Атерес, Золотая Адель, Пелиас

Re: Записная книжка.

Сообщение Hel » 26 май 2012, 17:08

    Диалектизмы— слова или выражения всякого диалекта (территориального или социального), введенное в литературный язык. Более узкие термины - «вульгаризм», «провинциализм» и другие.
    Профессионализмы— слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер. Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка.
    Жаргонизмы - специфические слова, формы и обороты, выражающие принадлежность к относительно автономной социальной группе. Социальный жаргон впервые возник в XVIII веке у дворян («салонный» жаргон).
    Архаизмы - лексические единицы, вышедшие из употребления, хотя соответствующие предметы (явления) остаются в реальной жизни и получают другие названия (устаревшие слова, вытесненные или замененные современными синонимами).
    В лингвистике — лексемы или грамматические формы, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля. Следует отличать от историзмов — слов, полностью вышедших из употребления.
    Агноним (от др.-греч. ά — не, γνώσις — знание и όνομα, όνυμα — имя) — лексическая или фразеологическая единица языка, которая неизвестна, непонятна или малопонятна одному или многим его носителям. Многие агнонимы являются диалектными, специальными терминами или устаревшими (архаизмами), но некоторые из них не имеют в словарях стилистических помет и относятся к нейтральной общелитературной лексике. Непонимание агнонимов может привести к появлению эрративов.
    Эрратив (от лат. errare в значении «ошибаться») — слово или выражение, подвергнутое нарочному искажению носителем языка, владеющим литературной нормой.
    Неологизмы - слова, значения слов или словосочетания, недавно появившиеся в языке.
    Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды — так, можно говорить о неологизмах петровского времени, неологизмах отдельных деятелей культуры (М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина и его школы), неологизмах периода Отечественной войны и т. д.
    По источнику появления неологизмов они делятся на общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные) и авторские, индивидуально-стилистические.
    Авторские (индивидуальные, индивидуально-стилистические) неологизмы (окказионализмы) создаются авторами для определённых художественных целей. Они редко выходят за пределы контекста, не получают широкого распространения и, как правило, остаются принадлежностью индивидуального стиля, так что их новизна и необычность сохраняются.
    Однако встречаются случаи, когда те или иные авторские неологизмы становятся частью общей лексики. Примером для европейских языков могут служить:
    «утопия» Т. Мора (XVI век), «робот» К. Чапека, новояз Дж. Оруэлла (XX век).
    М. В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: «атмосфера», «вещество», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «минус», «горизонт» и «горизонтальный», «кислота» и «квасцы», «зажигательное» (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес).
    Слова «промышленность», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность», «влияние», «сосредоточить», «трогательный», «занимательный» ввёл в русский язык Н. М. Карамзин[3]; головотяп, головотяпство, благоглупость — М. Е. Салтыков-Щедрин; «стушеваться», «лимонничать» — Ф. М. Достоевский; «самолёт» (в значении аэроплан), бездарь — И.Северянин; «лётчик», «изнеможденный» и смехач — В. Хлебников, канцелярит — К. Чуковский.
    Заимствование - это копирование (обычно неполное и неточное) слова или выражения одного языка в другой. Заимствованием также называют само заимствованное слово.
    Следует различать заимствования и иностранные слова. Заимствования (слова, реже синтаксические и фразеологические обороты) адаптируются в русском языке, проходят необходимое семантическое и фонетическое изменение. Адаптация под реалии русского языка является основным признаком, отличающим заимствования от иностранных слов. Иностранные слова сохраняют следы своего иноязычного происхождения.
    
    Источник: статьи в Википедии, ссылки даны на учебное пособие И.Б. Голуб "Стилистика русского языка".
Идеальных текстов не бывает.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Предупредите партнера, чтобы он не дергался.

Хельхейм
 
симулянтка

Сообщения: 2705
Зарегистрирован:
10 авг 2011, 22:48
Откуда: Бумажная улица

Теория повествования

Сообщение Hel » 26 май 2012, 17:23

    Повествование - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.
    
    Понятие «повествовательная техника» широко используется в теории повествования (нарратологии) и применяется для обозначения суммы повествовательных приемов, используемых автором при написании литературных произведений.
    
    В сущности, всякий повествовательный текст рассказывает какую-либо «историю». При этом история может либо излагаться последовательно от начала и до конца, либо в повествовании могут быть перестановки событий. Возможны также пропуски событий. По ходу повествования возможны воспоминания о прошедших событиях, а возможны намеки на будущие.
    
    Время, требуемое для повествования, по-разному может соотноситься с временем, требуемым для совершения истории: быть меньше его, превышать или ровняться ему. Различные комбинации соотношений указанных двух времен образуют т. н. повествовательные движения: паузу, сцену, резюме и эллипсис. Каждому такому движению свойственен определенный темп повествования, а соотношение (или чередование) «движений» творит повествовательный ритм.
    
    Повествователь может говорить больше, чем знает персонаж, меньше или же только то, что знает персонаж; события также могут излагаться с различной временной перспективы (после свершения события, во время его свершения или же перед его свершением).
    
    Историю может излагать либо один из персонажей, либо кто-то, не принимающий участия в действии. Персонаж, излагающий историю, может быть либо протагонистом, либо свидетелем. Рассказчик, не принимающий участие в истории, может, тем не менее, быть персонажем другой истории.
Идеальных текстов не бывает.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Предупредите партнера, чтобы он не дергался.

Хельхейм
 
симулянтка

Сообщения: 2705
Зарегистрирован:
10 авг 2011, 22:48
Откуда: Бумажная улица

Части художественного произведения

Сообщение Hel » 26 май 2012, 23:32

    Теория по заданию №16
    
    В зависимости от сложности сюжетной линии выделяют несколько т.н. составных частей художественного произведения.
    
    Пролог - вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.
    Пролог по отношению к нашему заданию - самая консервативная часть. Переместить его в любое другое место с начальной позиции практически невозможно.
    
    Экспозиция - в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия. Располагается в начале, реже в середине или конце произведения.
    Элементы экспозиции - частые гости в камерных детективах. Действительно, начало произведения - самое удачное место для экспозиции, но если она по воле автора располагается в другом месте, это вызывает повышенный интерес у читающего, потому что, как правило, автор должен разумно объяснить, насколько это важно.
    
    Завязка - событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.
    Наиболее подвижная часть, можно увидеть ее и в начале (в качестве интриги), и в середине (на обычном месте), и в конце (в качестве "объяснялки")
    
    Перипетия - внезапная перемена, неожиданное осложнение, трудно преодолимое обстоятельство, один из существенных элементов драматургии, обозначающий всякий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу.
    Частый гость водевилей, комедии положений. Понятное дело, как и всякая жизненная неожиданность, может случиться в любом месте и в любое время.
    
    Коллизия - столкновение противоположных сил, стремлений, интересов в области человеческих отношений.
    Понятие, схожее с предыдущими двумя пунктами, а так же может выступать в роли кульминации, но в отличие от последних не развивается спонтанно, не возникает неожиданно. Обычно присутствует в произведениях с двумя сюжетными линиями, двумя (и более) главными действующими лицами, чьи интересы к конечном счете сталкиваются в кульминации.
    
    Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт . В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку.
    Кульминация с развязкой ходят, крепко держась за руку, и чтобы грамотно разорвать их, требуется сюжет не дюжинной мощи.
    
    Развязка - компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного произведения, обычно знаменует разрешение конфликта художественного произведения и дается в конце произведения.
    Но книг и особенно фильмов, где развязка стоит в самом начале, мы тоже видели неизмеримое количество.
    
    Эпилог - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого.
    Если пролог поставить в конец сложно, то эпилог в начало - довольно распространенный ход. Зато никогда мы не увидим его в середине.
    
    За проделанную работу спасибо Жаку де Графоманьяку.
Идеальных текстов не бывает.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Предупредите партнера, чтобы он не дергался.

Хельхейм
 
симулянтка

Сообщения: 2705
Зарегистрирован:
10 авг 2011, 22:48
Откуда: Бумажная улица

Тема и Рема

Сообщение Komandos » 10 фев 2017, 20:24

    На сайте психологос.ру насерфил
    Тема и рема
    
    Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.
    В тексте различают два типа смысловых (логических) кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор.
    В этом предложении: слово «Тема» как раз и является темой.
    Рема – это что об этом говорит автор.
    В этом предложении: Рема (Тема) – это что об этом говорит автор (Рема).
    Если Тема — это отправная точка сообщения, то Рема — это то, что об этом сообщается. Как правило, в предложении Рема стоит после Темы.
    Деление текста на Темы и Ремы — очень мелкое, дробное. Тема и Рема, как правило, больше слова (могут быть в одно слово), но меньше предложения. Тема и Рема, как правило, составляют одно предложение, хотя бывают предложения, состоящие из нескольких Тем и Рем.
    Варианты связки темы и ремы
    Пучок: к Теме крепится несколько Рем.
    Тема и Рема, (Тема 1) как правило, больше слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).
    В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.
    Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.
    Любой автор излагает смысл (тема 1) по-своему логично (рема 1).
    Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).
    Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) бывает нужно восстановить (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).
    Чтобы восстановить логику автора (рема 3 стала темой 4), нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет (рема 4).
    Обычно так связаны между собой тезис и первое обоснование, обоснование – и иллюстрация.
    Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.
    Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).
    Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле более мелких Тем и Рем.
    Например:
    Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).
    На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…
    Весь этот абзац — раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).
    Укрупнение: длинные связки Тем и Рем воспринимаются как новое целое и становятся Темой-2 для новой Ремы-2. Так часто связываются между собой основной текст и вывод, иллюстрация и вывод из нее.
    На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…
    Весь этот длинный абзац можно в целом назвать одним смыслом: «книгу читать долго»
    А нужных вам книг — тысячи.
    Весь предыдущий абзац воспринят как единая Тема, к нему пристроена Рема: «нужных книг много».
    В некоторых текстах темы и ремы не связаны между собой, или пропущена рема или тема. В этом случае тогда связку тема-рема нужно отгадывать и восстанавливать.
Соавторы! Здесь может быть размещен ваш текст!!!
.Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником.
АНКЕТА
 
Ура-а-а-а-а-а!!!

Сообщения: 1490
Зарегистрирован:
15 янв 2016, 04:08

Re: Записная книжка.

Сообщение Nimnus » 14 мар 2018, 14:36

    Вот, наткнулся на просторах Инета - может кому пригодится)
    
    Полевой определитель фантастики для миространника
    
    Если в дверь лезет щупальце...
    1. При этом стоит туман и герой объелся грибочков. Дверь не открывается.
    - это мистика
    
    2. Если за дверью оказывается сухопутный кальмар, подосланый жрецами Тьмы
    - фэнтези
    
    3. Если инопланетянин на кремнийорганической основе
    - научная фантастика
    
    4. Если монтажники, тянущие сеть
    - суровая реальность
    
    5. Двери четыре, в каждую лезет по 5 щупалец. Выигрывает тот, кого съели последним.
    - survival horror
    
    6. Герой бьет его под дых шестиствольным бластером и делает обрезание световой саблей. За дверью малоодетая блондинка, каждый том разная.
    - космоопера
    
    7. Смелый и сильный герой рубит его мечом.
    - эпос
    
    8. ...Ньярлатотепа. Кецалькоатль рубит его мечом.
    - миф
    
    9. Третий сын рубит его мечом, получает принцессу и мешок золота.
    - сказка
    
    10. ...дракона. Рыцарь рубит его мечом 2 часа. Отправляет даме сердца и едет искать следующего.
    - рыцарский роман
    
    11. ...негодяя. К прекрасной незнакомке. Благородный герой колет его шпагой на дуэли. И тянет щупальца сам.
    - авантюрный роман
    
    12. Любознательный герой классифицирует его как совершенно неизвестный вид, убивает лейденской банкой и набивает чучело.
    - Жюль Верн
    
    13. Это было щупальце дворецкого.
    - фантастический детектив
    
    14. А за дверью поджидает хентайный спрут.
    - японская порнография
    
    15. И убивает дедушку. Герой уходит в горы, через 10 лет тренировок вяжет щупальце морским узлом в боевой сцене на 15 минут.
    - боевик про кун-фу
    
    16. ...Героя. Отключает охрану и тырит кейс из сейфа. Отключает разъем и идет есть пластиковую кашу. Видит, как в дверь лезет щупальце и думает: "Я же отключился".
    - киберпанк
    
    17. За дверью радиоактивный мутант Джо, который пришел сменять блондинку на патроны и канистру бензина.
    - постапокалиптик
    
    18. Ему надевают наручники со словами: "Инквизиция. Всем выйти из сумрака".
    - городское фэнтази
    
    19. Герой обедает. Плевком убивает щупальце и получает левел-ап. Герой ужинает.
    - Макс Фрай
    
    20. Его поливают водой, тыкают кольями, стреляют серебром и ругаются по-латыни. Щупальце извиняется, и говорит, что ошиблось дверью.
    - вампирский роман
    
    21. А вот и сам старина Дэйви Джоунс!
    - постмодернизм
    
    22. ...Колобка, и сносит дедушке яичко.
    - сильный постмодернизм
    
    23. ...империализма. Но благодаря усилиям наших чекистов план Даллеса не был реализован...
    - альтернативная история
    
    24. ...колоссальной неуязвимой машины разрушения. Герой бьет его ключом на 36 и подрывает бочонком черного пороха.
    - стимпанк
    
    25. Положив пару взводов космодесанта, герой рубит его заевшим цепным мечом и отгрызает зубами. Ему отрывает обе ноги и руку. Слава Императору!
    - Вархаммер 40.000
    
    © Haldyr
 
Сообщения: 377
Зарегистрирован:
01 ноя 2017, 22:31

Re: Записная книжка.

Сообщение Ирен » 14 мар 2018, 19:27

    Тема весьма полезная, но: с течением времени некоторые сайты закрываются, и ссылки на них уже никуда не ведут :( Хорошо бы найти альтернативное решение, чтобы информация не пропадала.
 
Сообщения: 1145
Зарегистрирован:
17 сен 2015, 23:22
Откуда: Хайфа, Израиль

Re: Записная книжка.

Сообщение Atlas » 22 апр 2018, 21:35

    Мадам задумывается о вечности?
 
Сообщения: 2135
Зарегистрирован:
20 май 2009, 19:55

Re: Записная книжка.

Сообщение Kirra » 06 май 2018, 19:01

    Nimnus, спасибо, посмеялась :lol:
 
Читательница

Сообщения: 1494
Зарегистрирован:
16 июн 2015, 18:03

Пред.

Вернуться в Интервью, обмен опытом

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1